Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие социальной сферы в городском округе Верхняя Пышма до 2020 года" (с изменениями на 16 апреля 2018 года)



Подпрограмма 4 "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА ДО 2020 ГОДА" (ДАЛЕЕ - ПОДПРОГРАММА 4)


В городском округе Верхняя Пышма накоплен значительный культурный потенциал: муниципальные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, устойчивая сеть учреждений культуры и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов муниципальных учреждений культуры.


В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия и достигнутые результаты, остались нерешенными проблемы обеспечения доступа населения городского округа к современным и качественным культурным продуктам и услугам. Необходимо повышать доступность услуг населению, расширять географию выездных мероприятий в территориях городского округа. Один из способов решения проблемы - предоставление населению услуг культуры в режиме удаленного доступа.


После трехлетней положительной динамики было отмечено снижение таких показателей, как посещаемость муниципальных библиотек, обеспеченность книгами жителей городского округа библиотечными фондами, экскурсионная посещаемость музеев.


Дополнительное образование на территории городского округа представлено тремя школами искусств, обучение в которых очень востребовано населением. На сегодняшний момент в школах искусств обучается более 1100 детей (более 14 процентов от всех школьников городского округа), что выше среднеобластного показателя (9 процентов).


Доля учащихся детских школ искусств - участников конкурсов в общей численности, обучающихся в детских школах искусств, составила около 5,5 процента.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, должна быть увеличена до 8 процентов от общего числа детей.


Муниципальная сеть учреждений культуры по-прежнему нуждается в финансовой поддержке, поскольку в силу невысокой платежеспособности основного количества населения, отсутствия альтернативных поставщиков неприбыльных социальных услуг для отдельных категорий граждан она остается основным производителем услуг культуры и социально ориентированного досуга для жителей. Однако конкурировать с коммерческими формами организации досуга традиционным учреждениям крайне сложно из-за неудовлетворительного состояния материально-технической базы, препятствующей росту посещаемости населением, прежде всего молодежью, муниципальных учреждений культуры. В учреждениях культуры темпы износа материальной базы опережают темпы восстановления. Так, парк музыкальных инструментов в детских школах искусств, культурно-досуговых учреждениях в городском округе изношен на 48 процентов, что соотносится с показателями в целом по Свердловской области (где изношенность инструментов составляет в среднем 50 - 60 процентов), так и по отдельным муниципальным образованиям (Краснотурьинск на 90 процентов, Верхнесалдинский городской округ - 70 - 80 процентов, муниципальное образование город Алапаевск - 50 - 60 процентов).


Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает развитие деятельности учреждений, негативно сказывается на результативности работы, качестве, технологичности и ассортименте услуг. Комплекс мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит значительно повысить результативность и качество работы муниципальных учреждений культуры, создать новые культурные продукты.


Низкая экономическая эффективность многих учреждений культуры сегодня во многом - следствие острого дефицита молодых управленческих и творческих кадров, обусловленного низким уровнем престижа творческой деятельности. В массовом сознании населения и в первую очередь молодежи сформировался непривлекательный образ человека, занятого в сфере творческих профессий: без карьерных перспектив, социального и материального успеха. Необходимо предпринять шаги по целенаправленному формированию общественного спроса на талантливых и творческих людей. Без выработки системных мер и целевой поддержки процессов творчества не будет решена острейшая на сегодня для сферы культуры проблема нехватки инициативных, инновационно мыслящих кадров. Системные меры по поддержке талантливых детей и молодежи, в том числе адресной поддержке, - основной путь для воспроизводства и формирования кадрового потенциала отрасли. Адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи, предусмотренная подпрограммой 4 направлена на решение проблемы развития кадрового потенциала отрасли. Обострившиеся за время экономического кризиса проблемы в сфере культуры еще раз продемонстрировали тот факт, что отрасль, традиционно десятилетиями ориентированная на государственную финансовую поддержку, еще слабо подготовлена самим государством к функционированию в условиях рыночной экономики: необходимы серьезные финансовые вложения в модернизацию и развитие инфраструктуры объектов культуры, сохранение культурного наследия и культурных ценностей, создание условий для творчества, производства современных культурных продуктов и инновационного развития, доступности культурных услуг и ценностей для всех жителей городского округа Верхняя Пышма, создание экономических механизмов, позволяющих культуре эффективно развиваться в рыночных условиях.