Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2016 года N 448-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 423-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 347-п

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 423-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:

1.1. В паспорте государственной программы:

1.1.1. В пункте 11 строки "Целевые показатели государственной программы" цифры "81,4", "89,2" заменить соответственно цифрами "82,8", "89,0".

1.1.2. В строке "Финансовое обеспечение государственной программы" цифры "51715643,2", "6730349,3", "6254801,0", "14445955,4" заменить соответственно цифрами "54112291,1", "7632726,4", "7042320,6", "15152706,6".

1.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:

"Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса и электроэнергетики непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Осуществленные в 2005 - 2016 годах мероприятия в жилищно-коммунальной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к использованию рыночных механизмов при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан.

Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решенной задачу обеспечения качества предоставляемых коммунальных услуг. Остро стоит задача повышения энергетической эффективности, снижения расходов энергетических ресурсов при предоставлении коммунальных услуг.

Одновременно с этим текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения.

Физический износ коммунальной инфраструктуры в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет более 50%, поэтому надежность систем жизнеобеспечения находится на низком уровне, количество аварий и повреждений в жилищно-коммунальном комплексе составляет 1,08 на 1 км сетей при средней аварийности по восточно-европейским странам с аналогичным экономическим потенциалом - 0,1.

Потери и утечки воды и тепловой энергии значительно превышают допустимый уровень. В среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют 12,2% от объема воды, подаваемой в сеть, однако в отдельных населенных пунктах потери достигают 30%. Потери тепловой энергии в процессе производства и транспортировки, по данным мониторинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляют около 12,0%.

Удельное водопотребление в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет 152,8 л/сут. на человека. Этот показатель уменьшается из года в год (в 2014 году - 168,9 л/сут. на человека). Он ниже, чем в среднем по Российской Федерации (367 - 369 л/сут. на 1 городского жителя), однако выше, чем в Западной Европе (не более 150 л/сут.).

Сокращение объемов нерационального потребления коммунальных услуг остается одной из важнейших задач для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В настоящее время обеспеченность жилищного фонда централизованным водоснабжением в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет 87,7%, централизованным водоотведением - 86,0%.

Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются подземные воды (75%).

Качество сырой воды подземных источников не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, марганца, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди.

Проектная мощность водопроводных очистных сооружений по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 633,2 тыс. куб. м/сут. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах и крупных поселках, тогда как в сельских населенных пунктах полностью отсутствуют станции водоподготовки. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь железа и кремния, в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно.

Более 22% потребителей получают воду без необходимой степени очистки.

Основной проблемой водопроводных сетей является загрязнение питьевой воды продуктами коррозии трубопроводов. Высокий износ сетей становится результатом высокой аварийности.

Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Объем сточных вод, собираемых в системы водоотведения, в целом по автономному округу составляет более 86,0 млн. куб. м/год. Только 44,0% очищенных сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, соответствуют нормам качества, 56,0% - классифицируются как неочищенные и ненормативно очищенные.

В настоящее время в 28 населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требуется реконструкция действующих канализационных очистных сооружений (далее - КОС), качество очистки сточных вод которых не удовлетворяет действующим требованиям. В 100 населенных пунктах необходимо строительство очистных сооружений. Общая потребность в инвестициях в строительство КОС на 2016 - 2020 годы оценивается в 10000,0 млн. рублей.

Обеспечение всех населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры канализационными очистными сооружениями за счет бюджетных средств не представляется возможным, в связи с этим в решении данного вопроса будут задействованы механизмы государственно-частного партнерства, в том числе концессионные соглашения с периодом возврата инвестиций 15 и более лет.

По состоянию на 1 января 2016 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре источниками теплоснабжения являются 506 котельных установок. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 3677,3 км.

По данным организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, процент износа основных фондов составляет более 50%, коэффициент полезного действия котлов составляет 86%.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре принимаются меры по замене ветхих сетей тепло- и водоснабжения. В период 2011 - 2016 годов на капитальный ремонт систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду из окружного бюджета направлено более 4,0 млрд. рублей.

При ремонте и реконструкции водопроводных, канализационных и тепловых сетей используются современные композиты, зарекомендовавшие себя как материалы с высокими техническими характеристиками, в том числе стальные трубы с пенополиуретановым покрытием, полиэтиленовые трубы. На начало 2016 года доля использования труб из композитных материалов в общем объеме замены при капитальном ремонте инженерных сетей жилищно-коммунального комплекса составит 78,0%, или 183,02 км.

В результате использования композитных материалов в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2015 - 2016 годов количество инцидентов на сетях теплоснабжения и водоснабжения снизилось по сравнению с предыдущим годом на 23% (в период 2014 - 2015 годов количество инцидентов составило 26 ед., в период 2013 - 2014 годов - 31 ед.).

В дальнейшем планируется продолжить выполнение работ на инженерных сетях с применением композитных материалов.

Средний износ газопроводов и объектов газоснабжения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляет 45%. При этом в отдельных муниципальных образованиях данный показатель достигает 80%. Такая ситуация обусловлена отсутствием достаточного количества финансовых средств у газораспределительных организаций (далее - ГРО).

Для уменьшения объема ветхих и изношенных инженерных сетей необходима ежегодная их замена в размере не менее 5% от их общей протяженности.

Последствиями недофинансирования капитального ремонта инженерных сетей будет рост аварий и инцидентов на них, а также рост количества убыточных организаций коммунального хозяйства.

Одним из вариантов решения вопроса сдерживания ежегодного роста объема ветхих инженерных сетей, а также снижения эксплуатационных расходов является применение труб из композитных материалов, срок службы которых значительно превышает сроки службы стальных труб и составляет 35 и более лет.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре эксплуатацию газораспределительных сетей и поставку газа организациям коммунального комплекса и населению осуществляют 14 ГРО. Объемы транспортируемого газа потребителям не позволяют большинству ГРО создать необходимый уровень материальных и финансовых ресурсов на покрытие производственных затрат, что в конечном итоге негативно сказывается на безопасности и надежности объектов газового хозяйства.

В соответствии с договором от 31 декабря 2007 года между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и открытым акционерным обществом "Газпром" "О газификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" разработана Генеральная схема газификации и газоснабжения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которой предусмотрено дальнейшее развитие межпоселковых сетей газоснабжения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от существующих магистральных газопроводов.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре насчитывается 202 населенных пункта, в том числе: 16 городов, 24 поселка городского типа и 162 сельских населенных пункта, из них по состоянию на 1 января 2016 года газифицировано 16 городов (100%), 17 поселков городского типа (71%) и 47 сельских населенных пунктов (29,0%). При этом в газификации нуждаются 72 населенных пункта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предусмотренные указанной Генеральной схемой газоснабжения и газификации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в перспективе до 2020 года.

По программе газификации регионов Российской Федерации, реализуемой совместно с ПАО "Газпром" в период с 2010 года завершено строительство 5 объектов газоснабжения, в том числе "Газификация п. Кирпичный Ханты-Мансийского района", "Газификация д. Чемаши Октябрьского района", "Газификация п. Луговской Ханты-Мансийского района", "Газификация с. Троица Ханты-Мансийского района", "Газификация д. Белогорье Ханты-Мансийского района".

По расчетам экспертов на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года требуется порядка 38,1 млрд. рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" для реализации мер по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определения величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов ведется разработка федеральных законодательных актов, регулирующих данные вопросы, которые позволят обеспечить условия снижения рисков частных инвестиций и развития специализированных видов деятельности по управлению и развитию коммунальной инфраструктуры, в том числе на основе концессионных соглашений, будут стимулировать развитие различных форм государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, упростят процедуры регистрации права собственности и других вещных прав на объекты инженерно-технического обеспечения.

Согласно проводимым социологическим опросам о функционировании жилищно-коммунального комплекса на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры около 40% опрошенных отмечают те или иные улучшения в работе коммунальщиков, хотя и остается высоким процент тех, кто считает, что за последние годы ничего не изменилось. Половина опрошенных согласилась с мнением, что работа предприятий ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре налажена лучше, нежели в других регионах. Наибольшее внимание, по мнению опрошенных, необходимо уделить сохранности жилого фонда и поддержанию его в надлежащем состоянии.

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Общая площадь жилых помещений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по данным Росстата по состоянию на 1 января 2016 года составила 33121,8 тыс. кв. м или 56169 жилых домов, в том числе 24855 многоквартирных домов, из которых государственный жилищный фонд насчитывает 417,6 тыс. кв. м, муниципальный - 3051,9 тыс. кв. м.

Уровень их физического износа составляет:

от 0 до 30% - 35,1% (8719 многоквартирных домов),

от 31 до 65% - 36,7% (9109 многоквартирных домов);

от 66 до 70% - 18,4% (4563 многоквартирных дома);

свыше 70% - 9,8% (2464 многоквартирных дома).

Поправками, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов окончательно возложена на собственников помещений в таких домах.

Созданы условия для накопления средств собственников, обеспечивающие их сохранность. Аккумулирование накоплений возможно как на специальном банковском счете, открываемом для отдельно взятого дома, так и на счетах специализированной некоммерческой организации (региональный оператор), создаваемой субъектом Российской Федерации. При этом в отношении последней субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за все убытки, причиненные собственникам помещений многоквартирного дома как в связи с некачественным управлением средствами, так и в связи с некачественным либо несвоевременно проведенным ремонтом.

Особое значение имеет размер минимального взноса, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который должен обеспечивать необходимый объем накоплений для проведения всего комплекса работ по капитальному ремонту за период действия региональной программы, который в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установлен в цикле 30 лет, и в то же время быть доступным для граждан, не допускается ситуация невозможности осуществления данных накоплений. Учитывая текущее социально-экономическое положение населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, следует признать, что установить экономически обоснованный и необходимый объем такого взноса в ближайшие годы не представляется возможным, следовательно, необходимо прогнозировать недостаточность накоплений на своевременное проведение капитального ремонта за счет взносов собственников, а значит предусматривать иные источники финансирования этих работ.

Одновременно с этим существует закрепленная статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления (как бывших наймодателей) выполнять капитальный ремонт домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, сохраняется обязанность государства по финансированию капитального ремонта всех жилых домов, в которых права собственности на жилые помещения возникли в результате приватизации в случае, если такой капитальный ремонт не проведен с даты приватизации первого жилого помещения в данном доме.

Вышесказанное свидетельствует, что необходимо предусматривать предоставление мер государственной и муниципальной поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, что закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации и Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Кроме того, для формирования долгосрочных организационных и финансовых механизмов обеспечения своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создан Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (некоммерческая организация для исполнения функций регионального оператора).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы благоустройства населенных пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления, они не всегда уделяют им должного внимания. Одной из основных причин этого является отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок осуществления содержания дворовых территорий многоквартирных домов.

Комфорт и безопасность жизни конкретного человека обеспечиваются комплексом условий, создаваемых как им самим, так и властью.

Современные тренды, такие как смена технологического уклада, эффективное использование всех видов ресурсов (электричество, газ, вода, тепло, пространство, время), активное внедрение информационных технологий ведут к необходимости качественной перестройки городской среды.

Рационально выстроенная городская среда позволяет снизить градус социальной напряженности, поддерживает решение социально-демографических проблем: на освещенных людных улицах ниже уровень преступности, при наличии безопасных и современных спортивных площадок увеличивается доля населения, регулярно занимающегося спортом, снижается уровень заболеваемости и так далее. В комфортных, современных и безопасных районах городов формируются творческие и интеллектуальные кластеры, создаются новые точки притяжения талантливых людей, растет востребованность недвижимости, за счет повышения спроса на бытовые услуги создаются новые рабочие места.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»