(с изменениями на 5 октября 2023 года)
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
В целях повышения результативности функционирования республиканских органов исполнительной власти, а также поощрения их работников за достижение высоких показателей деятельности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
1. Утвердить прилагаемые:
Методические рекомендации по разработке стандартов выполнения республиканскими органами исполнительной власти процессов по реализации закрепленных функций государственного управления и их описанию (далее - Методика стандартов деятельности);
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
Методические рекомендации об использовании показателей эффективности для определения размера стимулирующих выплат руководителям и сотрудникам республиканских органов исполнительной власти (далее - Методика стимулирования).
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
2 - 5. Утратили силу. - Постановление КМ РТ от 05.10.2023 N 1240.
6. Министерству финансов Республики Татарстан производить определение фонда материального стимулирования сотрудников республиканских органов исполнительной власти с учетом интегрального показателя оценки эффективности деятельности, рассчитываемого информационной аналитической системой оценки эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти по итогам квартала.
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
7. Республиканским органам исполнительной власти обеспечить использование Методики стандартов деятельности и Методики стимулирования, утвержденных настоящим постановлением.
(п. 7 введен Постановлением КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
8. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан руководствоваться Методикой стандартов деятельности и Методикой стимулирования при утверждении нормативных правовых актов по стимулированию эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.
(п. 8 введен Постановлением КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРОЦЕССОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОПИСАНИЮ
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
Методические рекомендации по разработке стандартов выполнения республиканскими органами исполнительной власти процессов по реализации закрепленных функций государственного управления и их описанию (далее - Методические рекомендации) разработаны для использования при разработке регламентов и стандартов описания процессов, выполняемых республиканскими органами исполнительной власти в рамках закрепленных за ними функций государственного управления.
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
В Методических рекомендациях применяются следующие термины и определения:
процесс - последовательность действий, направленных на получение заданного результата (конечного или промежуточного), необходимого для выполнения функции (подфункции) государственного управления, закрепленной за республиканскими органами исполнительной власти, фиксируемого в единой межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (далее - ЕМСЭД) и системе учета выполнения работ по подразделениям и работникам республиканских органов исполнительной власти - информационно-аналитической системе оценки эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти (далее - ИАСОЭД). Результатом выполнения последовательности действий в рамках конкретного процесса является управленческое решение или его проект в зависимости от должностного статуса специалиста или уровня управленческого решения (нормативный правовой акт республиканского уровня или внутриведомственный документ);
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
подпроцесс - процесс, являющийся составной частью вышестоящего процесса;
процедура - процесс (подпроцесс) нижнего уровня, содержащий последовательность конечных (не требующих дополнительной детализации) операций (например, регистрация письма);
входы процесса - ресурсы, необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса, фиксируемые в ЕМСЭД и (или) ИАСОЭД в виде документа (резолюции, отметки о выполнении (промежуточном выполнении)), информация о материальных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсах, используемых в процессе реализации мероприятий в рамках указанного процесса;
выходы процесса - объекты (управленческие или информационные), являющиеся результатом выполнения процесса, потребляемые другими процессами или субъектами, внешними по отношению к организации, и фиксируемые в ЕМСЭД и (или) ИАСОЭД в виде документа (резолюции, отметки о выполнении (промежуточном выполнении));
координатор процесса - должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами (в том числе управленческими), необходимыми для выполнения процесса;
исполнитель (соисполнитель) процесса - подразделение или сотрудник, выполняющий процесс (участвующий в выполнении процесса);
организационная структура управления - совокупность подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений;
регламент процесса (подпроцесса) - совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения при выполнении процесса (подпроцесса);
стандарт процесса - нормативный документ, утверждающий и описывающий регламент процесса (подпроцесса) выполнения функции (подфункции) государственного управления.
Разработке регламентов выполнения процессов и подпроцессов предшествует работа по формированию их перечня и определению функциональной зависимости. При этом учитывается сложность процессов, количество и закрепленный функционал подразделений, задействованных в процессе. Рекомендуется также учитывать уровень профессионализма сотрудников подразделений, так как нередко складывается ситуация, когда нагрузка между подразделениями и специалистами распределяется неравномерно именно в связи с этим обстоятельством. Например, стоит задача разработки прогноза ситуации в проблемной области (процесс). Эта работа, как правило, требует проведения мониторинга и получения необходимой информации от министерств, ведомств и органов местного самоуправления (подпроцессы). При этом возможна ситуация, когда, например, мониторинг ведется раздельно по отраслям. В этом случае в указанных подпроцессах могут быть задействованы несколько подразделений или специалистов.
Регламент описания процесса может быть выполнен в текстовом формате либо в виде схемы. Для того, чтобы разработать регламент выполнения процессов по реализации закрепленных функций государственного управления, необходимо выполнить следующие работы:
1. Название процесса
Кратко и точно сформулировать название описываемого процесса, которое должно быть понятным и отражать общую суть последовательности действий, составляющих процесс.
2. Декомпозиция процесса
При построении процесса необходимо правильно разделить весь описываемый процесс на подпроцессы нижнего уровня и определиться с последовательностью их выполнения. При подобном разделении описываемый процесс будет являться процессом верхнего уровня. Описание процесса должно включать в себя:
характеристику материального носителя передаваемой информации, управляющего или сигнального (информационного) воздействия - служебная записка, справка, отчет, предложения и др., виза на документе, отметка на документе или сопроводительном листе и т.п. Узловые носители передаваемой информации или воздействия должны фиксироваться в ЕМСЭД или ИАСОЭД;
характеристику операций, выполняемых в процессе работы. Основные (укрупненные) операции должны быть отражены в должностных регламентах специалистов, занимающих должности исполнителей или координаторов процессов;
предельные (допустимые) сроки выполнения операций и межоперационные сроки, обеспечивающие выполнение операций верхнего уровня в нормативно установленные сроки;
замкнутость (законченность) процесса с учетом альтернативности возможных вариантов его развития. Описание процесса должно содержать прямые указания на все возможные дальнейшие варианты развития процесса при всех вариантах (отсутствие согласования, приема результата предыдущей операции на входе последующей, недостижение требуемых результатов, сверхнормативная задержка процесса на какой-либо операции, перерасход ресурсов, требование дополнительной проработки или направления информации (запросов) во внешние организации и др.). Процесс верхнего уровня должен сопровождаться информационным сигналом, фиксируемым ЕМСЭД или ИАСОЭД (снятие с контроля/продление сроков/отметка о невыполнении);
обязательность фиксирования промежуточных сроков в точках фиксации (контрольных точках) в целях обеспечения мониторинга сроков выполнения процесса и возможности получения упреждающей информации о возможном срыве процесса (его сроков).
3. Описание процесса по реализации закрепленных функций (подфункций) государственного управления
Описание процесса представляет собой наглядную схему всей цепочки взаимоотношений между всеми участниками процесса (республиканскими органами исполнительной власти, предприятиями, отделами и исполнителями).
(в ред. Постановления КМ РТ от 05.10.2023 N 1240)
При разработке регламента реализации закрепленных функций государственного управления допускается три основных способа описания:
3.1. Текстовый
Текст может быть представлен, например, в следующем виде: "Отдел государственных закупок готовит проект договора и согласовывает его с юридическим отделом. Срок подготовки проекта договора составляет два рабочих дня, срок согласования - два рабочих дня. В случае согласования проекта договора юридическим отделом он передается на подпись руководителю. В случае несогласования юридический отдел возвращает проект договора и мотивированный отказ в согласовании с указанием причин на доработку в отдел государственных закупок. Отдел государственных закупок в течение одного рабочего дня устраняет замечания и передает проект договора на согласование в юридический отдел. В случае невозможности доработки (несогласия с замечаниями) проект договора передается вышестоящему руководителю на его решение.";
3.2. Табличный
Табличная форма может быть представлена в следующем виде: