Рисунок 2. Кровь донора совместима с кровью реципиента
6.2.1.2. Пробы на индивидуальную совместимость по системе Резус
Пробы на совместимость по системе Резус проводят по одной из следующих методик: проба с использованием 33% раствора полиглюкина, 10% раствора желатина или гелевым тестом. Выбор метода проводится с учетом имеющегося в медицинской организации диагностического оборудования и реагентов.
6.2.1.2.1. Проба на совместимость с использованием 33% раствора полиглюкина.
Порядок проведения исследования:
1. Для исследования взять пробирку (центрифужную или любую другую вместимостью не менее 10 мл). Промаркировать пробирку, для чего указать Ф.И.О. и номер контейнера с кровью донора.
2. Из пробирки с исследуемой кровью реципиента осторожно взять пипеткой сыворотку и внести 2 капли (100 мкл) на дно пробирки.
3. Из сегмента трубки пластикового мешка с трансфузионной средой, которая приготовлена для трансфузии именно этому больному, взять одну каплю (50 мкл) донорских эритроцитов, внести в эту же пробирку, добавить 1 каплю (50 мкл) 33% раствора полиглюкина.
5. Содержимое пробирки перемешать путем встряхивания и затем медленно поворачивать по оси, наклоняя почти до горизонтального положения так, чтобы содержимое растекалось по ее стенкам. Эту процедуру выполнять в течение пяти минут.
6. Через пять минут в пробирку добавить по 3 - 5 мл физ. раствора. Содержимое пробирок перемешать 2 - 3-кратным перевертыванием пробирок (не встряхивая!)
Трактовка результатов реакции.
Результат учитывают, просматривая пробирки на свет невооруженным глазом или через лупу.
Если в пробирке наблюдается агглютинация в виде взвеси мелких или крупных красных комочков на фоне просветленной или полностью обесцвеченной жидкости, значит, кровь донора не совместима с кровью реципиента. Переливать нельзя!
Если в пробирке равномерно окрашенная слегка опалесцирующая жидкость без признаков агглютинации эритроцитов - это значит, что кровь донора совместима с кровью реципиента в отношении антигенов системы Резус и другим клинически значимым системам (см. рисунок 3).