Действующий

О КОНЦЕПЦИИ "БЕРЕЖЛИВЫЙ РЕГИОН" В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (с изменениями на: 20.04.2018)


2. Мировой и российский опыт применения бережливого производства


Технологии бережливого производства получили широкое распространение во всем мире. Так, согласно исследованиям, в настоящее время в США бережливое производство применяют более 70% промышленных предприятий, в Индии - более 30%, в Европе - около 70% промышленных предприятий и более 50% организаций сферы услуг.

Можно выделить следующие основные тенденции, связанные с применением технологий бережливого производства:

1. Использование бережливого производства как часть общих инициатив наряду с элементами управления качеством, управления проектами, управления изменениями, объединенными термином "операционное совершенство" (Operational Excellence).

2. Проникновение бережливого производства во все отрасли и сектора экономики.

3. Бережливое производство все чаще рассматривается как система управления.

4. Распространение крупными компаниями бережливого производства на основных поставщиков и подрядчиков.

5. Растущая популярность концепции "бережливость и экологичность" (Lean and Green).

История бережливого производства в современной России начинается с инициатив в 2003 - 2005 гг. в автомобильной промышленности (ПАО "ГАЗ", ПАО "КАМАЗ"). Осознание необходимости создания производственных систем, построенных по принципу непрерывного совершенствования, пришло в результате кризиса 2008 - 2009 гг. На текущий момент технология бережливого производства пока не получила массового распространения в России: согласно экспертным оценкам, элементы бережливого производства в том или ином виде применяются примерно на 10% предприятий. При этом уровень осведомленности вырос с 32% в 2009 г. до почти 50% в 2014 г.

В развитых странах мало распространена практика государственного стимулирования внедрения бережливого производства в частном секторе, поскольку считается, что в условиях конкурентной борьбы представители бизнеса сами заинтересованы в адаптации и применении лучших практик повышения эффективности деятельности. Однако в ряде стран такие программы существуют и успешно реализуются (Индия, Ирландия, Казахстан, Сингапур, США). Характерными особенностями таких программ являются:

активное использование механизмов государственно-частного партнерства;

финансирование с использованием субсидий и аналогичных инструментов;

создание поддерживающей инфраструктуры в форме образовательных центров, консалтинговых компаний, научно-методической базы;

ориентированность мер государственной поддержки на малый и средний бизнес.

В государственном секторе применение бережливого производства началось в начале - середине 2000-х годов. Первые пилотные проекты по применению технологий бережливого производства, ранее преимущественно используемые для промышленного производства, реализовывались в отдельных региональных и муниципальных правительственных учреждениях США и Великобритании. На текущий момент технологии успешно применяются в мировой практике на различных уровнях и дают положительные результаты, в том числе существенное повышение качества государственных услуг, рост эффективности государственного управления, экономию издержек и высвобождение ресурсов в пользу приоритетных направлений работы.

Исследования, посвященные вопросам распространенности и эффективности применения бережливого производства в государственном секторе, показывают растущий интерес к технологиям бережливого производства со стороны государственных учреждений разных стран (принципы бережливого производства сегодня применяют более половины штатов США и провинций и территорий Канады, около 40% европейских государственных учреждений).

Поскольку методы и инструменты бережливого производства изначально были разработаны с целью применения в производственных процессах, существует необходимость их адаптации применения в государственном и муниципальном секторе. При этом характерными особенностями являются:

1. Прозрачность. В отличие от частного сектора, между государственными или муниципальными учреждениями отсутствует явная конкуренция, что способствует обмену знаниями и опытом.

2. Сложность определения клиентов. В государственном секторе существуют сложные взаимоотношения между различными ветвями власти и группами влияния, и бывает непросто определить, кто является клиентом конкретного учреждения.

3. Сложность в определении целевых показателей. В частном секторе основной задачей деятельности предприятий и организаций является получение прибыли, в то время как стратегические цели государственных и муниципальных учреждений могут отличаться.

4. Выборность ключевых руководителей в государственном и муниципальном секторе. Указанный фактор создает угрозу сворачивания программы внедрения при смене высшего руководства исполнительных органов государственной власти или муниципальных образований.

5. Политические мотивы при принятии решений. Решения зачастую формируются под воздействием определенных сил влияния и в меньшей степени - вследствие анализа корневых причин существующих проблем.

В российской практике инициативы по внедрению бережливого производства в органах исполнительной власти или в государственных учреждениях, в муниципалитетах носят пока эпизодический характер, не существует устоявшейся практики нормативно-правового регулирования этих процессов. Отдельные успешные примеры можно отметить в различных регионах в таких областях, как государственное управление, образование, здравоохранение и ЖКХ; в различных городах России были инициированы и объявлены проекты и концепции создания "бережливого города".

Результаты исследования, посвященного распространению методов и инструментов бережливого производства в автономном округе, показывают, что на сегодняшний день применение бережливого производства не получило в Югре широкого распространения. Некоторые элементы бережливого производства применяются отдельными компаниями, но, как правило, эпизодически, без единого системного подхода. Вместе с тем существуют примеры и успешного комплексного внедрения (преимущественно в вертикально интегрированных компаниях нефтегазового сектора).

При этом сравнительный анализ сопоставимых организаций автономного округа, применяющих и не применяющих методы и инструменты бережливого производства, показывает, что в тех организациях, в которых внедрены отдельные элементы бережливого производства, показатели рентабельности и коэффициент оборота запасов имеют лучшую динамику, что демонстрирует высокий потенциал дальнейшего распространения технологий бережливого производства в автономном округе.

Таким образом, бережливое производство является действенным средством для повышения конкурентоспособности российских компаний и повышения эффективности российских государственных и муниципальных органов и учреждений, а значит и региона в целом.