Концепция основывается на философии, ценностях и принципах бережливого производства, применении методологии "Шесть сигм", учитывает мировой опыт внедрения бережливых технологий и предполагает непрерывное совершенствование деятельности субъектов бережливого производства - исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа.
Также Концепция призвана содействовать субъектам бережливого производства в повышении их конкурентоспособности и эффективности, используя комплекс методов и инструментов, применимых ко всем направлениям деятельности, позволяющим производить товары и оказывать услуги в минимальные сроки и с минимальными затратами с требуемым качеством.
Реализация Концепции позволит:
повысить производительность труда и конкурентоспособность продукции;
повысить удовлетворенность потребителей, собственников и других заинтересованных сторон качеством выполненных работ, оказанных услуг;
постоянно повышать эффективность производственных, управленческих и бизнес-процессов;
упростить организационную структуру, улучшить процессы менеджмента;
быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды.
Концепция охватывает все уровни создания ценности, а именно: межорганизационный уровень (отношения между организациями - участниками цепи поставок); уровень организации (стратегические цели и задачи, организационная структура); уровень процессов (в бережливом производстве - потоки создания ценности при производстве определенного продукта (услуги)); уровень операций (отдельные рабочие места).
В Концепции выделены 7 видов потерь (таблица 1):
Таблица 1
Основные виды потерь
Виды потерь | В производстве | В сфере услуг/управлении |
Запасы | излишние запасы материалов, незавершенного производства, готовой продукции | устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенная работа |
Дефекты | брак, отклонения от заданных параметров свыше допустимых пределов | ошибки и пропуски в данных, непонятные требования и инструкции |
Перепроизводство | производство сверх необходимого, несогласованность между производственным планом и фактическим спросом на продукцию | лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов и копий документов |
Излишняя сложность процессов | лишние шаги процессов, нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций | |
Ожидание | простой оборудования, ожидание материалов, несбалансированная работа, неэффективное использование рабочего времени | длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры |
Лишнее передвижение | неэргономичная организация рабочего пространства | |
Лишнее перемещение | излишнее перемещение материалов со склада на участки, незавершенной продукции между производственными участками. | излишний документооборот, архивирование документов. Неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т.п.), неудобство интерфейса |