Негативные факторы развития пригородного транспорта автономного округа
Направление анализа | Ключевые негативные факторы |
Внешняя макросреда | низкая плотность населения; сложные природно-климатические условия; удаленность населенных пунктов; низкая плотность сети автомобильных дорог |
Среда влияния | интенсивный рост уровня автомобилизации населения автономного округа (превышение показателя в среднем по России на 20%); повышенный риск недофинансирования пригородных пассажирских перевозок за счет средств бюджета автономного округа, обусловленный сохранением существующей системы тарифного регулирования; необходимость совершенствования существующего законодательства в области регулирования тарифов и определения льготных категорий пассажиров; недостаточная обеспеченность территории наземными транспортными коммуникациями круглогодичного функционирования |
Внутренняя среда | низкая инвестиционная привлекательность пригородных перевозок; высокий объем нелегальных и "серых" пригородных и межмуниципальных автобусных перевозок; отсутствие у пригородной компании в собственности подвижного состава и локомотивной тяги; высокий износ подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта |
Ключевыми факторами, определяющими специфику развития транспорта и создающими условия для сохранения низкой эффективности пригородных перевозок, являются:
интенсивный рост уровня автомобилизации населения;
недостаточная плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
большая доля убыточных социально значимых маршрутов в общем объеме пассажирских перевозок.
Существенные риски связаны с возможным увеличением тарифов на пригородные пассажирские перевозки, что повлечет за собой увеличение расходов бюджета автономного округа, направленных на возмещение недополученных доходов перевозчиков, а также рост социальной напряженности населения и проблемы в части обеспечения стабильности перевозок.