Ключевыми проблемами транспортного развития являются:
1) риск отмены льготного коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородных поездах в регулируемом сегменте пригородных пассажирских перевозок, с целью его применения при расчетах за такие услуги, оказываемые указанным акционерным обществом на маршрутах, согласованных субъектом Российской Федерации в рамках договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
2) отсутствие единой системы общественного транспорта, удовлетворяющей растущие потребности населения, в том числе граждан с ограниченной способностью к передвижению;
3) негативное восприятие населением качества и престижности пригородных пассажирских перевозок общественным транспортом;
4) износ подвижного состава:
необходимость замены подвижного состава на тепловозной тяге в период до 2020 года;
необходимость замены подвижного состава на электровозной тяге в период 2021 - 2030 годов;
5) высокая себестоимость железнодорожных перевозок в пригородном сообщении по следующим причинам:
широкое использование неэффективного подвижного состава на тепловозной тяге;
высокая доля затрат на аренду подвижного состава у ОАО "РЖД", в том числе на управление и эксплуатацию подвижного состава (70 процентов от общих затрат);
6) отсутствие скоростного пригородного железнодорожного сообщения (с маршрутной скоростью 90 км/ч и более);
7) низкие маршрутные скорости (25 - 35 км/ч) в Екатеринбургском железнодорожном узле на отдельных участках Транссибирской магистрали и направлении Алапаевск - Серов.
В рамках решения указанных проблем предусматривается:
1) поэтапное развитие скоростных железнодорожных перевозок на базе внедрения инновационного подвижного состава "Ласточка";
2) развитие интеллектуальной транспортной системы пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Свердловской области на базе электронной транспортной карты, совмещающей в себе электронные приложения как городского, так и пригородного транспорта;
3) развитие на территории Свердловской области трансмодальных (смешанных) видов перевозок;
4) осуществление координации автомобильного и железнодорожного видов транспорта с целью повышения эффективности их работы.
Одним из ключевых мероприятий федерального уровня Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, предусмотренным в минимальном варианте развития, является повышение пропускной способности путем строительства вторых и третьих главных путей на участках:
Челябинск - Нижняя - Каменск-Уральский;
Богданович - Алапаевск - Смычка;
Путевка - Богданович.