Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2016 - 2018 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2016 - 2018 годов сформирован с учетом анализа статистических данных за 2014 год и январь - июнь 2015 года и прогнозных расчетов по основным видам деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, муниципальными образованиями и организациями, расположенными на территории Свердловской области.
К основным факторам, учтенным в прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2016 - 2018 годов, относятся: неустойчивая внешняя конъюнктура мировых рынков, ограничение доступа отечественных предприятий к зарубежным финансовым ресурсам, усиление внешнего давления на Российскую Федерацию.
Помимо факторов внешнего воздействия учтены задачи, определенные стратегическими документами Свердловской области, экономические инициативы Губернатора Свердловской области, планы по укреплению внутреннего рынка и развитию импортозамещения, по реализации крупных инвестиционных проектов и загрузке уже введенных в эксплуатацию мощностей, а также степень реализации государственной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности и деловой активности.
В зависимости от степени реализации данных факторов сформированы три варианта развития: инерционный, умеренно-консервативный и целевой (базовый).
Инерционный сценарий (вариант 1) предполагает сохранение сложившихся инерционных тенденций, минимальную динамику развития в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, снижение инвестиционной активности частных компаний. Вариант 1 отражает развитие экономики в условиях замедления внутреннего спроса.
В случае реализации данного сценария в 2016 году ожидается снижение валового регионального продукта (далее - ВРП) в реальном выражении на один процент, в 2017 - 2018 годах - сохранение ВРП на уровне 2016 года.
Умеренно-консервативный сценарий (вариант 2) предполагает умеренный рост экономики с сохранением отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах, предполагается, что модернизация экономики будет идти сложившимися темпами в условиях накопленных объемов инвестиций.
Среднегодовые темпы роста ВРП оцениваются на уровне 101,3 процента в 2016 - 2018 годах.
Целевой (базовый) сценарий (вариант 3) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного и делового климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, в том числе за счет замедления роста первичных и инфраструктурных издержек и расширения поддержки малого бизнеса. Предполагается создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита.
В целом дополнительный потенциал прироста ВРП по целевому (базовому) сценарию по сравнению с вариантами 1 и 2 оценивается в пределах от 1 до 2,6 процентного пункта. Среднегодовые темпы роста ВРП составят 102,3 процента в 2016 - 2018 годах.