(лет)
Год | Оба пола | Мужчины | Женщины |
2007 | 67,5 | 61,2 | 74,0 |
2008 | 67,8 | 61,5 | 74,2 |
2009 | 68,4 | 62,3 | 74,6 |
2010 | 68,8 | 62,7 | 74,9 |
2011 | 69,3 | 63,2 | 75,3 |
2012 | 69,5 | 63,5 | 75,3 |
2013 | 69,8 | 63,6 | 75,9 |
Положительная динамика рождаемости в Свердловской области привела к росту численности населения моложе трудоспособного возраста. Численность данной возрастной категории в 2014 году увеличилась на 82,3 тыс. человек по сравнению с уровнем 2007 года, доля в общей численности населения составила 17,5 процента.
В 2014 году коэффициент демографической нагрузки в Свердловской области составил 0,715 (в среднем по Российской Федерации - 0,687). Таким образом, на 1000 человек трудоспособного возраста в регионе приходится 715 человек непроизводительного населения.
Основные тенденции демографического развития в долгосрочной перспективе соответствуют общероссийским тенденциям развития, среди которых:
1) более позднее вступление в брак, которое приводит к сдвигу деторождения на более поздний возраст и "постарению" материнства;
2) сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост численности населения старше трудоспособного возраста;
3) одновременно с сокращением трудоспособного населения в регионе сокращается население репродуктивно активных возрастов, что в перспективе приведет к сокращению числа родившихся даже в условиях сохранения высоких показателей интенсивности деторождений.
Демографические факторы напрямую будут влиять на развитие социальных и экономических процессов в обществе.
В 2009 - 2014 годах постоянно увеличивалась доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях во вторую смену, - с 11,1 до 14,3 процента. В 17 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, доля детей, занимающихся во вторую смену, значительно превышает среднеобластной уровень. Рост численности населения младше трудоспособного возраста в прогнозном периоде непосредственно скажется на системе образовательных учреждений, так как количество учащихся, занимающихся во вторую смену, будет возрастать.
Таким образом, в сфере образования после завершения мероприятий по 100-процентному обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях на первый план выходит вопрос по формированию программы по содействию созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Для достижения к 2025 году односменного режима обучения детей в общеобразовательных организациях в Свердловской области необходимо будет дополнительно ввести более 84,5 тыс. мест.
Перечисленные выше тенденции - изменение возрастной структуры в сторону увеличения доли пожилых, постарение календаря демографических событий - приведут к росту нагрузки на трудоспособное население и экономику в целом.
Процесс "старения" населения будет оказывать существенное влияние на рынок труда и занятость населения в регионе, особенно в среднесрочной перспективе. Во втором десятилетии XXI в трудоспособный возраст вступают люди, рожденные в конце 90-х годов прошлого века и начале 2000-х годов. Данная малочисленная категория не может "перекрыть" убыль трудоспособного населения, которое сокращается за счет выхода на пенсию более многочисленных категорий населения.
В долгосрочной перспективе увеличение численности населения старше трудоспособного возраста будет оказывать определенное влияние на уровень и структуру потребления, что в свою очередь повлияет на производственный сектор в части изменения ассортимента выпускаемых товаров и переориентации сферы услуг на запросы более возрастных потребителей. Смещение структуры спроса из-за изменения возрастного состава населения будет затрагивать не только сегмент рыночных товаров и услуг, но и услуг, предоставляемых государственными организациями и учреждениями.
С учетом сохранения спроса граждан на услуги стационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому и тенденций демографического развития потребуется расширение спектра оказываемых услуг и создание дополнительных мест, отвечающих современным требованиям, путем строительства новых объектов на площадках функционирующих учреждений социального обслуживания населения.
Старение населения будет оказывать воздействие на систему здравоохранения в связи с ростом потребности в медицинском обслуживании с увеличением возраста. Потребность в оказании помощи пациентам с болезнями, свойственными людям в пожилом возрасте, будет неуклонно возрастать. Учитывая нормативы обеспечения койками и поликлиниками и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году, следует предусмотреть мероприятия по оптимизации существующей материально-технической базы и строительству (реконструкции) зданий медицинских учреждений.
Транспортная и коммунально-бытовая инфраструктура, многие элементы благоустройства городской среды также попадают под влияние потребностей старших возрастных групп. Более возрастной состав населения будет оказывать влияние и на производственные процессы, в том числе в части изменений технологических операций, приспособления машин и оборудования к возрастным особенностям работников.
Следствием старения населения является увеличение доли пенсионеров по старости, что приводит к увеличению расходных обязательств государства. Кроме того, из-за снижения доли трудоспособного населения и увеличения доли пожилых будет уменьшаться объем налоговых поступлений.
Тем не менее проведение социальных реформ, рост производительности труда и снижение смертности населения в трудоспособном возрасте способны нивелировать остроту данной демографической проблемы.
Вместе с тем люди пожилого возраста чаще иных возрастных групп населения проявляют сберегательные качества. Таким образом, рост доли пожилых людей может привести к увеличению сбережений, а значит и к дополнительным возможностям инвестирования.
Помимо хронологического старения большую роль играет относительное старение, определяемое уровнем здоровья и когнитивных функций населения. Относительное старение зависит от развития систем здравоохранения и образования, социального обеспечения, образа жизни населения и качества окружающей среды.
К необходимости нового перераспределения ресурсов между поколениями ведет не только изменение демографической структуры общества, но и сдвиги в календаре демографических событий в жизни индивидов к старшим возрастам. Молодые поколения дольше учатся по сравнению со своими родителями, они позже находят стабильную работу и еще позже обзаводятся семьей.
Указанные тенденции демографического развития в последующие годы могут привести к реализации мер по:
1) мягкому регулированию календаря рождений за счет предоставления более широкого круга возможностей для женщин и молодых семей;
2) снижению уровня смертности населения, в том числе: совершенствованию организации медицинской помощи и повышению ее доступности, профилактике социально значимых болезней, предотвращению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний;
3) сокращению уровня материнской и младенческой смертности, улучшению работы службы родовспоможения, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов, расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий;