Здоровье является условием нормальной жизнедеятельности, функционирования и развития как отдельно взятого человека, так и населения региона в целом. В связи с этим обеспечение здоровья населения рассматривается как объективная необходимость. Основными составляющими обеспечения здоровья являются здоровый образ жизни и организация доступной и качественной медицинской помощи.
С целью повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, улучшения доступности и качества оказываемой медицинской помощи одной из задач модернизации здравоохранения является реструктуризация сети и структуры учреждений, приближение существующей сети здравоохранения к медико-демографическим потребностям населения, структуре сложившейся заболеваемости и смертности и одновременно повышение финансовой самостоятельности учреждений.
Количество государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в Свердловской области на начало 2014 года составляло 195 (из них 166 - государственных, 29 - муниципальных). В 2014 году продолжилась реорганизация 25 государственных учреждений здравоохранения. В 2015 году планируется реорганизация 21 учреждения здравоохранения. В 2014 году создано 2 государственных автономных учреждения здравоохранения путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. В 2015 году планируется перевести в статус автономных учреждений 8 существующих бюджетных учреждений.
Повышение обеспеченности населения медицинскими кадрами является актуальной задачей здравоохранения. Основные направления кадровой политики в сфере здравоохранения Свердловской области закреплены в программах "Развитие кадров здравоохранения Свердловской области" на 2013 - 2017 годы и "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года". В рамках программ в 2014 году реализован ряд мер по привлечению медицинских кадров в государственные учреждения здравоохранения Свердловской области.
Показатель укомплектованности врачебных должностей физическими лицами в 2013 году составлял 55 процентов. По данным мониторинга, на 31 декабря 2014 года укомплектованность данной категории работников достигла 56,7 процента. Динамика показателей укомплектованности учреждений здравоохранения Свердловской области средним медицинским персоналом - 68 и 71,4 процента соответственно.
Осуществляется дальнейшее совершенствование трехуровневой системы здравоохранения Свердловской области. Первый уровень оказания медицинской помощи населению включает в себя 140 медицинских организаций (по данным на 01 января 2015 года), в том числе 579 фельдшерско-акушерских пунктов и 280 общих врачебных практик. При этом проводятся мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В целях оптимизации стационарной помощи населению Свердловской области, повышения эффективности использования лечебно-диагностического оборудования, перераспределения кадрового потенциала в 2014 году проведена реорганизация больниц второго уровня - ММЦ (по состоянию на 01 января 2015 года функционировало 21 ММЦ). В ММЦ оказывается специализированная медицинская помощь по 20 медицинским профилям. Количество больных, госпитализированных в ММЦ из прикрепленных территорий, в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось с 17 до 25 процентов.
Третий уровень системы здравоохранения - это преимущественно специализированная ВМП. Лицензии на оказание ВМП в Свердловской области имеет 31 медицинская организация различных форм собственности. Медицинская помощь оказывается по всем 20 утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации видам ВМП.
В 2014 году ВМП была оказана 30252 пациентам (в 2013 году - 25067), что на 20,6 процента выше уровня 2013 года. В федеральных государственных бюджетных учреждениях, расположенных на территории Свердловской области, в 2014 году ВМП оказана 2525 пациентам.
В долгосрочной перспективе с целью повышения качества и доступности медицинской помощи населению при эффективном использовании ресурсов предполагается:
1) оптимизация инфраструктуры системы здравоохранения;
2) повышение доступности и качества оказания стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи;
3) совершенствование профилактики и ранней диагностики заболеваний, в первую очередь заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний и других социально значимых заболеваний, в том числе у детей и подростков; реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни;
4) совершенствование системы обязательного медицинского страхования, функционирующей на основе страховых принципов; развитие рынка добровольного медицинского страхования;
5) совершенствование новых способов оплаты оказанной медицинской помощи с обеспечением взаимосвязи финансирования с конечным результатом;
6) расширение инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения новых медицинских технологий;
7) повышение удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи;
8) дальнейшее развитие взаимовыгодного государственно-частного партнерства; привлечение негосударственных инвестиций в основные фонды здравоохранения.
Развитие здравоохранения на период до 2030 года (таблица 20) будет осуществляться в условиях неблагоприятной демографической ситуации, в период увеличения доли населения старше трудоспособного возраста, и должно быть ориентировано на создание эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки, а также развитием реабилитационной и паллиативной медицинской помощи.
Решение перечисленных задач в условиях постоянного увеличения расходов на здравоохранение к 2030 году позволит добиться существенного улучшения демографических показателей и показателей состояния здоровья населения, снизить общий коэффициент смертности, в том числе среди трудоспособного населения, увеличить среднюю продолжительность жизни.
Инерционный сценарий (вариант 1) предполагает, что сохранение или ухудшение сложившейся экономической ситуации в регионе и стране сделает маловероятным изменение показателей здоровья населения. В прогнозном периоде заложена тенденция стабилизации показателей младенческой и материнской смертности.
Умеренно консервативный сценарий (вариант 2) предполагает продолжение реализации повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, улучшения доступности и качества оказываемой медицинской помощи, реструктуризацию сети и структуры учреждений, приближение существующей сети здравоохранения к медико-демографическим потребностям населения, структуре сложившейся заболеваемости и смертности и одновременно повышение финансовой самостоятельности учреждений.
Целевой (базовый) сценарий (вариант 3) предполагают модернизацию системы здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи населению при эффективном использовании ресурсов.
Инновационно-форсированный сценарий (вариант 4) предполагает создание системы здравоохранения, характеризующейся низкими показателями смертности и инвалидизации; высококвалифицированным медицинским персоналом; инновационными методами диагностики, лечения и профилактики заболеваний, основанными на последних достижениях мировой науки и техники.
Ожидается снижение уровня смертности благодаря повышению эффективности превентивных мер по борьбе с заболеваниями, осознанию личной ответственности граждан за свое здоровье.
Таблица 20