Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Ввод в действие новых основных фондов (на конец года), млн. рублей | 7,5 | 5,2 | 2,5 |
Степень износа (на конец года), процентов | 58,0 | 65,5 | 71,6 |
Коэффициент обновления основных фондов, процентов | 5,6 | 3,6 | 2,1 |
При этом наблюдается высокий уровень использования производственных мощностей на отдельные значимые для отрасли виды продукции. Так, на начало 2014 года уровень использования среднегодовой мощности по производству трикотажных изделий составил 98,2 процента.
С другой стороны, наблюдается существенная недозагруженность мощностей по производству обуви (9 процентов) в связи с ограниченностью рынка сбыта.
Вследствие объективных социально-экономических причин (устаревшие производственные фонды, отсутствие оборотных средств на модернизацию оборудования, неконкурентоспособная продукция, высокая себестоимость конечной продукции и иные), а также неэффективного управления со стороны собственников и менеджмента в последние 10 лет произошла ликвидация ряда крупных предприятий легкой промышленности.
Конкурентные преимущества:
1) возрастающая роль малого бизнеса, работающего в сфере легкой промышленности, особенностью которого является высокая мобильность, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж;
2) наличие развитого потребительского спроса, который может быть удовлетворен региональным производителем. В данном случае положительным фактором является то, что ежегодно возрастает уровень жизни потребителей товаров легкой промышленности в регионе и уровень их доходов;
3) незначительный объем первоначального капитала для запуска производства;
4) высокий уровень оборачиваемости средств: до 4 раз за год, и, как следствие, короткие сроки окупаемости инвестиционных проектов;
5) принадлежность товаров легкой промышленности к товарам группы предметов первой необходимости;
6) наличие на предприятиях отрасли планов по собственному развитию и модернизации производств, что приведет к значительным социальным и экономическим эффектам, как прямым, так и косвенным;
7) наличие принятой Стратегии развития легкой промышленности Свердловской области на период до 2020 года;
8) стимулирование развития организаций легкой промышленности Свердловской области с помощью мер государственной поддержки, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.
Основные ограничивающие факторы развития отрасли:
1) неравные условия конкуренции с производителями из Китая, Турции и ряда других стран: рынок легкой промышленности импортизирован на 70 - 80 процентов и только 13 - 15 процентов ввезенных в Россию товаров легкой промышленности проходит как официальный импорт. Высокая доля нелегального и "серого импорта", отсутствие системы эффективного контроля за соблюдением законодательства в данной сфере ставит региональных производителей в наименее выгодные условия по сравнению со всеми другими участниками рынка;
2) низкая производительность устаревшего оборудования, вызванная недостатком финансовых ресурсов для повышения технологического и технического уровня производства вследствие недоступности кредитных ресурсов. Средний уровень рентабельности (по полному кругу предприятий легкой промышленности) составляет 4 - 5 процентов и не позволяет пользоваться кредитами, особенно в текущих экономических условиях. Как следствие, имеется невысокий технологический уровень продукции и большая доля устаревшего оборудования (более 60 процентов);
3) проблемы с сырьевым обеспечением производства, вызванные невысокой скоростью оборота оборотных средств, что обусловлено необходимостью предоплаты сырья, с одной стороны, и оплаты продукции торговыми организациями по факту ее реализации, с другой. В результате длительность одного оборота составляет порядка 3 - 5 месяцев против 30 - 45 дней на европейских фабриках;
4) высокая доля материальных затрат в структуре затрат на производство (до 50 процентов от себестоимости - затраты на сырье, материалы, покупные комплектующие и полуфабрикаты и 10 - 11 процентов - затраты на энерго- и водоснабжение), связанная с наличием многозвенных цепей посредников, спекуляциями на сырьевых промышленных рынках, недостаточным применением энерго- и ресурсосберегающих технологий, что негативно сказывается на себестоимости продукции. В результате продукция местных производителей оказывается неконкурентоспособной на рынке по ценовым показателям;
5) несоответствие ассортимента и качества продукции требованиям современного рынка, обусловленное недостаточно развитой системой ориентации на потребителя ввиду слабого развития маркетинга, неразвитой системой продвижения и сбыта, дефицитом квалифицированных управленческих кадров. Предприятия, функционировавшие в период командно-плановой экономики не в состоянии адаптироваться к условиям свободных рыночных отношений, лишь малая доля предприятий сумела адаптироваться и занять свою рыночную нишу;
6) низкий уровень конкурентоспособности производств, обусловленный слабым внедрением на предприятиях сертифицированных систем качества на основе международных стандартов.
В долгосрочной перспективе с учетом макроэкономических показателей и тенденций развития емкость российского рынка товаров легкой промышленности к 2020 году может увеличиться на 41,7 процента и составить более 2,83 трлн. рублей. Предусматривается увеличение в розничном товарообороте доли продукции российского производства до 50,5 процента (1,43 трлн. рублей), что обусловлено повышением внутреннего спроса на продукцию отрасли, в результате:
роста благосостояния российского населения, которое приведет к повышению спроса на более дорогую и качественную одежду, обувь, трикотажные, меховые и другие изделия;
роста популярности в мире продукции из натуральных волокон и прогнозируемого расширения их использования в модных коллекциях. Так как российские швейные предприятия традиционно ориентированы на европейские модные тенденции, то и они будут стремиться к использованию тканей из натуральных волокон, особенно из льна, в производстве одежды и других изделий;
повышения привлекательности рынка для российских потребителей и зарубежных стран, формирования равноправной конкурентной среды для российских товаропроизводителей и импортеров;
повышения потенциальной возможности роста объемов производства конкурентоспособной продукции.
Структура потребления товаров легкой промышленности сохранит свои пропорции - приоритет в потреблении будет принадлежать индивидуальному покупателю (населению). Продукция по линии государственных закупок, увеличившись в абсолютном выражении, сохранит свою нынешнюю долю.