Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 10.02.2022 N 80-ПП)

Раздел 1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан на вариативной основе. Основные сценарии прогноза - консервативный, инновационный и целевой (форсированный) - разработаны на основе предположения об относительной стабилизации динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении.

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года учитывает следующие тенденции и перспективы развития, заложенные в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года:

1) в демографической сфере - усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры при относительной стабилизации общей численности населения.

Максимальная эффективность выполнения мер по улучшению демографической ситуации учтена в высоком сценарии демографического прогноза, на основе которого формируется форсированный вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В рамках данного сценария обеспечивается достижение показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

2) в сфере научно-технического развития - преодоление импортоориентированного технологического развития страны.

Модернизация отечественного сектора НИОКР и фундаментальной науки, повышение их эффективности, развитие технологических платформ заложено в прогнозный вариант лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях;

3) тенденции, складывающиеся на мировых товарных рынках.

Предполагается благоприятный тренд развития рынка стали и цветных металлов в связи с запуском крупных мировых инфраструктурных проектов. Так, динамика цены на сталь, обеспечивающей возмещение издержек большинству производителей и учитывающей качественное улучшение сортамента выпускаемой продукции, будет составлять 3 процента в среднем за год.

В 2015 - 2020 годах динамику цен на алюминий будут определять затраты на модернизацию отрасли, серьезное влияние окажут энергетические и экологические ограничения, что обеспечит повышение цен на алюминий темпом 5,8 процента в год, в 2020 - 2030 годах рост цен постепенно замедлится до 1,8 процента.

Фундаментальные факторы (сокращение запасов металла, высокие издержки добычи, рост инвестиционного спроса и иные) указывают на долгосрочную тенденцию удорожания меди.

Основной вариант долгосрочного прогноза цен на нефть марки Urals имеет достаточно консервативный характер и отражает динамику мирового спроса и предложения нефти: в сопоставимых ценах прогнозируется сокращение цен на нефть марки Urals в 2018 - 2020 годах темпом порядка 1 процента, а после 2020 года, с учетом изменения тенденции динамики мировых запасов жидких углеводородов, прогнозируется рост цен на 1 - 2 процента в год;

4) развитие денежно-кредитной системы.

В прогнозный период возможности укрепления обменного курса могут быть связаны с устойчивым притоком иностранного капитала для осуществления инвестиционных проектов.

Все сценарии прогноза предполагают, что дальнейшее развитие экономики и финансовой системы Российской Федерации будет обеспечивать постепенное сближение структур балансов банков и населения с развитыми странами мира. В структуре банковских обязательств будет повышаться роль депозитов населения и операций рефинансирования со стороны Центрального Банка. В структуре банковских активов заметно повысится значение кредитов домашним хозяйствам, прежде всего связанных с ростом ипотечного кредитования. Рассмотренные сценарии базируются на дальнейшем опережающем росте спроса на российский рубль, что позволит повысить монетизацию российской экономики до уровня развитых стран;

5) параметры инфляции, цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора.

Инфляция на потребительском рынке в России будет оставаться более высокой, чем в развитых странах примерно до 2022 - 2023 годов.

В последующий период темпы инфляции приблизятся к уровню развитых стран на фоне укрепления курса рубля. При этом влияние динамики мировых цен на продовольственное сырье на среднероссийскую инфляцию постепенно будет снижаться. Это связано с последовательным увеличением доли добавленной стоимости в ценах на продовольственные товары, доли непродовольственных товаров и услуг в потребительской корзине, развитием рынка услуг, реформированием и повышением эффективности ЖКХ по мере обновления основных фондов.

Цены и тарифы на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний на долгосрочную перспективу должны обеспечивать условия для воспроизводства ресурсов в данной сфере с учетом потребностей экономики и стимулировать ресурсосбережение у потребителей, создавать мотивацию для оптимизации затрат и повышения эффективности деятельности инфраструктурных компаний.

Среднегодовой прирост цен за период 2016 - 2030 годов прогнозируется:

на газ для потребителей (кроме населения) - 3,3 - 4,2 процента по вариантам;

в электроэнергетике для потребителей (кроме населения) - 2,3 - 3,1 процента по вариантам.

Сдерживающее влияние на рост оплаты стоимости перевозки грузов окажет государственное регулирование инфраструктурной составляющей тарифа. В долгосрочной перспективе рост регулируемых тарифов по рассматриваемым вариантам будет приближен к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах с целью недопущения снижения конкурентоспособности отечественных товаров;

6) макроэкономические показатели развития.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется реализацией крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, развитием транспортной инфраструктуры при сохранении значительных "узких мест" в автодорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 года, модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта.

Данный сценарий обеспечивает к 2020 году укрепление сырьевой специализации России в мире. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран. Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2 процента до 2030 года.

Инновационный сценарий (вариант 2) предусматривает усиление инвестиционной направленности экономического роста в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг, глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, преодоление отставания депрессивных регионов, ускоренное развитие экономических институтов, дальнейшую диверсификацию российской экономики и российского экспорта.

Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры, предполагается преобразование инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1 процента в период до 2030 года, что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.