Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 10.02.2022 N 80-ПП)

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Завершение посткризисного восстановительного роста 2010 - 2012 годов вывело экономику на новый этап развития, когда действие большинства факторов, определявших докризисный и послекризисный рост, оказалось в значительной степени исчерпанным. Это привело к замедлению темпов роста экономики в 2013 - 2014 годах и обозначило вызовы для восстановления устойчивого долгосрочного роста. Тенденции мирового экономического развития и внешнеэкономической конъюнктуры, напряженность геополитической обстановки привели к ограничениям доступа к мировому рынку капитала для предприятий. Существенно возросли структурные ограничения для экономического роста, связанные с неразвитостью инфраструктуры, устаревающим оборудованием, неблагоприятной демографией, а также возрастающим дефицитом квалифицированных кадров. Даже сохранение более низких темпов роста экономики будет требовать существенных реформ, способных создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций, повысить роль инновационного развития, создать гибкие условия для роста инвестиций в человеческий капитал.

Задача роста производительности труда приобретает значение главного условия успешного долгосрочного развития. Основными факторами роста производительности труда являются:

1) инвестиции в обновление основного капитала, освоение новейших технологий;

2) создание и реализация истинных инноваций, расширение для рынка доли НИОКР в структуре экономики;

3) развитие рынка труда, улучшение использования имеющейся рабочей силы, привлечение дополнительных трудовых ресурсов через поощрение миграции;

4) развитие человеческого капитала, модернизация образования с целью повышения социальных и профессиональных компетенций работников.

В зависимости от вариантов сочетания и степени реализации этих факторов производительность труда в экономике Свердловской области в 2030 году к уровню 2014 года увеличится в 1,2 - 2,5 раза по сценариям развития.

Долгосрочное развитие Свердловской области определяет процессы, относимые как к внешней, так и к внутренней среде. И внешняя, и внутренняя среда в долгосрочном аспекте носит характер ограничений и возможностей экономического роста.

Внешние факторы отражают мировые и российские тенденции развития. Они обусловлены усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).

Росту промышленного производства на территории Свердловской области в долгосрочной перспективе будет способствовать участие предприятий в реализации крупных российских проектов. Так, при строительстве космодрома "Восточный" (Приамурье) уже в 2014 - 2015 годах используется продукция, изготовленная региональными промышленными предприятиями.

Перспективы роста ожидаются в сегменте производства стальных труб для строительства крупных магистральных трубопроводов:

проекты в России: "Южный поток" (подводная и наземная части), "Сила Сибири", "Алтай", ввод Южно-Тамбейского месторождения, первой очереди проекта "Ямал-СПГ" и третьей очереди проекта "Сахалин-2", реализация шельфовых проектов;

проекты в СНГ: Средняя Азия - Китай (4 и 5 нитки трубопровода); Малай - Багтыярлык-3 (Туркмения), Восток - Запад (Туркмения), Бейнеу-Бозой - Шымкент (2 нитка трубопровода) (Казахстан).

Существенное увеличение спроса на алюминиевые полуфабрикаты, в том числе для поставок на экспорт, ожидается в связи с реализацией проектов совместно с крупными самолетостроительными зарубежными компаниями Boeing и Airbus, на продукцию кузнечно-штамповочного производства в связи с реализацией проекта создания регионального самолета Superjet 100, программ Ильюшина, Туполева и других.

Рост спроса на титановый прокат будет связан со строительством атомных станций в России и за рубежом, предусмотренных Программой развития атомной промышленности до 2020 года.

Свердловская область является традиционным поставщиком цемента, щебня, металлоконструкций, ЖБИ, утеплителя в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В 2015 году остро встает вопрос о расширении рынка сбыта дальше на север. В северных территориях планируется строительство ряда масштабных объектов. В частности, уже начато строительство завода по сжижению газа, морского международного порта Сабетта, запланировано возведение объектов добычи углеводородов на арктическом шельфе, начнется поиск новых месторождений газа и нефти, строительство городов и поселков для проживания нефтяников, газовиков, транспортников, военных, моряков. Эти населенные пункты свяжут сотни километров автодорог и железная дорога, для обеспечения жизнедеятельности городов будут возведены энергетические объекты и инфраструктурные сети.

Масштабность реализуемых проектов потребует большого количества продукции металлургических, машиностроительных предприятий, заводов металлоконструкций, кроме того, продукции предприятий стройиндустрии.

Преобразованию транспортного комплекса Свердловской области в крупнейший транспортно-логистический узел будет способствовать создание системы логистических комплексов и развитого международного хаба на базе аэропорта "Кольцово", а также реализация крупнейших проектов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, в том числе:

создание новой специализированной высокоскоростной магистрали (ВСМ-2) Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург (с возможным ответвлением на Пермь и Уфу) протяженностью 1563 км (2013 - 2026 годы);

создание прямого железнодорожного выхода с промышленно развитого Урала на осваиваемые месторождения полуострова Ямал и освоение месторождений полезных ископаемых восточного склона Урала по направлению Полуночное - Обская - Салехард;

ликвидация "узких" мест на Транссибирской железнодорожной магистрали и реализация проекта развития Екатеринбургского железнодорожного узла;

организация скоростного движения по направлению Екатеринбург - Челябинск.

К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:

1) недостаток инвестиций. В 2000 - 2007 годах в Свердловской области наблюдалась положительная динамика инвестиций в основной капитал. Среднегодовой темп роста за этот период составил 115,9 процента в сопоставимых ценах, при этом наибольший рост показателя приходится на 2006 год (131,6 процента).

В 2008 году в условиях воздействия экономического кризиса на объемы и сроки реализации стратегических инвестиционных проектов на территории региона рост инвестиций в основной капитал замедлился до 106,7 процента, а в 2009 году их объем сократился на 18,8 процента к уровню 2008 года в сопоставимых ценах, что соответствует тенденции в целом по России.

В восстановительный период 2010 - 2011 годов произошли позитивные изменения и темпы роста инвестиций приблизились к докризисному уровню.

Однако в 2012 - 2014 годах вновь отмечается замедление темпов роста инвестиционной активности предприятий Свердловской области (среднегодовой рост инвестиций составил 99,1 процента).