Социальная поддержка населения в Свердловской области строится на принципах адресности, социального партнерства, толерантности.
Социальное обслуживание населения осуществляют 143 государственных учреждения социального обслуживания, в том числе: 30 учреждений стационарного социального обслуживания, 61 учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 52 учреждения социального обслуживания семьи и детей.
По итогам 2014 года в Свердловской области право на получение мер социальной поддержки имели около 1400 тыс. человек, или 32,4 процента от численности жителей Свердловской области.
Охват социальными услугами пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании, составил 99,8 процента.
В целом по Свердловской области производится выплата порядка 140 социальных пособий и компенсаций. Ежегодно с 01 января в соответствии с действующим законодательством производится индексация размеров социальных выплат на уровень инфляции.
Жителям Свердловской области предоставляются все гарантированные как федеральным, так и областным законодательством меры социальной поддержки. Выплаты социальных пособий и компенсаций производятся своевременно и в полном объеме. Более 1 млн. жителей Свердловской области ежегодно пользуются услугами 143 учреждений социального обслуживания населения.
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2014 года составляла 84,9 процента. По сравнению с 2013 годом общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области сократилась на 1,6 процента и составила (без учета усыновленных) 18747 человек.
В Свердловской области увеличивается число многодетных семей: на 01 января 2015 в регионе проживало 38226 многодетных семей, в них воспитывается 124991 ребенок. По итогам 2010 года эти цифры составляли 22511 и 73326 соответственно. Рост числа многодетных семей с 2010 года составил 41 процент.
Успешная реализация социальной политики в регионе будет способствовать повышению качества жизни граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на основе реализации конституционных прав и свобод граждан в полном объеме, формированию условий для повышения эффективности системы социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Свердловской области.
Для успешной реализации социальной политики в Свердловской области планируется:
1) оказание социальной поддержки населению;
2) повышение качества оказания государственных услуг;
3) расширение форм участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и реализации социальных проектов, развитие волонтерства и добровольчества.
Основные направления реализации социальной политики закреплены в Постановлении Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1265-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года".
Прогноз до 2030 года предполагает 4 сценария развития.
Инерционный сценарий (вариант 1) предполагает замедление развития отрасли, сопровождающееся увеличением нагрузки на социальную сферу вследствие старения населения, высокой инвалидизации общества, усложнения социально-экономической ситуации в России; пассивностью и снижением ответственности у клиентов системы социальной защиты населения, потребительским отношением к государственной помощи, высоким уровнем социального сиротства вследствие ослабления роли семьи и утраты семейных ценностей.
Умеренно консервативный сценарий (вариант 2) характеризуется медленными темпами материально-технического обеспечения учреждений социальной сферы, вследствие чего произойдет замедление динамики развития системы социальной поддержки и социального обслуживания населения Свердловской области в целом, снижение уровня модернизации в социальной сфере, в том числе в рамках повышения информационной и юридической грамотности населения, предоставления государственных услуг в электронном виде, уменьшения привлеченных инвестиций в сферу социальной поддержки населения.
Целевой (базовый) сценарий (вариант 3) предполагает формирование инновационных проектов, учитывающих масштабное привлечение финансовых средств, обеспечивающее доступность социальных услуг, обеспечение соответствия качества социального обслуживания требованиям инновационного развития социально-экономического комплекса Свердловской области, развитие современных технологий управления в системе социальной политики, в том числе менеджмента качества и независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания. При этом:
увеличится к 2018 году на 2,5 процентного пункта доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (опека, попечительство, приемная семья), к 2024 году - на 5,5 процентного пункта, к 2030 году - на 8,5 процентного пункта;
увеличится к 2018 году в 22,5 раза доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Свердловской области, к 2024 году - в 24 раза, к 2030 году - в 25 раз;
увеличится к 2018 году до 100 процентов охват социальными услугами пожилых людей из числа желающих получить услугу, достигнутый уровень сохранится в 2024 и 2030 годах;
сохранится на уровне 100 процентов до 2030 года доля граждан, получивших меры социальной поддержки, в общей численности граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки и обратившихся в органы социальной политики;
сохранится на уровне 99 процентов до 2030 года охват социальными услугами пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании.
Инновационно-форсированный сценарий (вариант 4) характеризуется интенсивным ростом имеющихся факторов развития, ускоренным инновационным обновлением различных типов и видов учреждений социального обслуживания, выходом на новый уровень развития, отвечающий мировым стандартам качества, материально-техническим, кадровым, технологическим обеспечением системы социального обслуживания в Свердловской области, высокой активностью, готовностью к сотрудничеству и профессиональным ростом некоммерческих организаций в сфере социального проектирования; привлечением инвестиций в сферу социальной защиты населения.