Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 10.02.2022 N 80-ПП)

Раздел 10. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА


Ожидаемые демографические изменения задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда. Возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону постарения, будет расти численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста наоборот снижаться. Эти тренды приведут к росту демографической нагрузки на трудоспособное население. Такое неблагоприятное изменение возрастной структуры населения будет ограничивать возможности компенсации негативных демографических тенденций повышением уровня экономической активности населения.

Ситуация на рынке труда Свердловской области соответствует основным тенденциям развития показателей сферы занятости в целом в Российской Федерации.

Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области на 01 января 2015 года составил 1,15 процента, что на 0,03 процентного пункта ниже уровня 2014 года (на 01 января 2014 года - 1,18 процента).

Численность безработных граждан, состоящих на учете в службах занятости, на 01 января 2015 года составила в Свердловской области 26,6 тыс. человек, что на 0,6 тыс. человек ниже значения за 2014 год (на 01 января 2014 года - 27,2 тыс. человек).

Общая численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, классифицируемых по методологии Международной организации труда как безработные, составила в 2014 году 138,4 тыс. человек, уровень общей безработицы по Свердловской области - 6,1 процента.

Численность экономически активного населения в 2013 году составила 2309 тыс. человек (53,5 процента от общей численности постоянного населения), или 96 процентов к уровню 2007 года.

С каждым годом в регионе увеличивается удельный вес работников с высшим образованием в численности занятых в экономике. В 2013 году их доля составила 27,8 процента.

В условиях продолжающегося снижения численности трудоспособного населения актуализируется проблема обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами. Внедрение новых технологий в социальной и производственной сфере, необходимость обеспечения системы качества выпускаемой продукции, товаров и услуг для внутреннего и внешнего рынка обостряют вопросы дефицита квалифицированных кадров на региональном рынке труда. Новые вызовы социально-экономического развития детерминируют развитие квалификационных процессов в сфере труда для достижения перманентного соответствия профессиональных компетенций граждан, занятых трудовой деятельностью в организациях бюджетной и внебюджетной сферы. В этой связи особое значение приобретает развитие формального и неформального образования жителей региона, их гибкое сочетание, в особенности для взрослого населения.

Потребность в развитии системы непрерывного образования и обучения взрослого населения региона подтверждается тем, что на существующем рынке труда около 80 процентов претендентов на рабочие места обладают низким уровнем квалификации, в том числе порядка 7 процентов - не имеют квалификации. Подавляющее большинство выпускников профессиональных образовательных организаций, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, выпускаются с третьим квалификационным разрядом, что не позволяет им трудоустроиться на высокотехнологичных производствах, а выпускники с высшим образованием имеют недостаточную практическую готовность для работы на новом производстве.

В условиях изменений спроса на квалифицированный и высококвалифицированный труд со стороны общества и экономики, развития инновационной деятельности на производстве востребовано:

развитие профессиональной и территориальной мобильности населения трудоспособного возраста, в том числе для перераспределения трудовых ресурсов, включая перераспределение между видами экономической деятельности;

становление и развитие системы компетенций и квалификаций в регионе, что во многом связано с практическим использованием профессиональных стандартов в сфере планирования и обеспечения качества профессионального образования и обучения, а также в сфере труда.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привело к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Свердловскую область является одним из источников накопления человеческого капитала, а привлечение востребованных экономикой региона высококвалифицированных и квалифицированных кадров является необходимым элементом для ее поступательного развития.

В долгосрочной перспективе будут реализовываться меры, направленные на повышение экономической активности трудоспособного населения и населения старше трудоспособного возраста, в том числе благодаря повышению эффективности услуг здравоохранения (снижение смертности трудоспособного населения, повышение уровня здоровья как трудоспособного населения, так и населения старше трудоспособного возраста).

Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости.

Кроме того, планируется создание центров сертификации профессиональной квалификации с учетом отраслевой структуры экономики региона, а также международного опыта и современных стандартов качества.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов населения Свердловской области, а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" необходимо создание и модернизация 700 тыс. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. При этом следует ожидать, что вновь созданные и модернизированные рабочие места будут иметь более высокую производительность труда, а работники на этих рабочих местах будут получать более высокую заработную плату.

При этом по мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия уровень безработицы снизится с 6,1 процента в 2014 году до 4,8 - 4 процентов экономически активного населения в 2030 году (по умеренно консервативному и целевому (базовому) варианту соответственно).

По инерционному сценарию численность занятых в экономике Свердловской области будет снижаться в среднем на 0,4 процента в год - с 2024,5 тыс. человек в 2014 году до 1886 тыс. человек в 2030 году. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится с 6,1 процента в 2014 году до 5,5 процента в 2030 году.

Согласно умеренно консервативному сценарию численность занятых в экономике Свердловской области будет снижаться в среднем на 0,3 процента в год с 2024,5 тыс. человек в 2014 году до 1924 тыс. человек в 2030 году. При этом уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится с 6,1 процента в 2014 году до 5,3 процента в 2030 году.

Целевой (базовый) сценарий предполагает реализацию мероприятий, определенных в Постановлении Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года", что приведет к снижению численности занятых с 2024,5 тыс. человек в 2014 году до 1937 тыс. человек в 2030 году (в среднем на 0,3 процента в год). Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится с 6,1 процента в 2014 году до 4,8 процента в 2030 году.

Реализация инновационно-форсированного сценария позволит обеспечить численность занятых в экономике на уровне 1973 тыс. человек в 2030 году (снижение на 0,2 процента в год). Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится с 6,1 процента в 2014 году до 4,8 процента в 2030 году.