11.1. Подростковый возраст.
Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста.
Физиологические изменения и их влияние на психологию подростков (повышение самостоятельности, стремление к независимости, формирование сознательного отношения к себе, расширение сферы деятельности). Главные задачи в подростковом возрасте (обретение независимости и приобретение идентичности); подростковые проблемы (интенсивное чувство потери, заниженная самооценка, серьезные эмоциональные и поведенческие трудности, как результат раннего прерывания процесса привязанности к взрослым).
Психологические барьеры адаптации подростков (Взросление в условиях психической депривации. Влияние алкогольной семьи. Проблема домашнего насилия. Травма потери семьи).
Факторы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка в замещающей семье.
Отклоняющееся поведение подопечных детей. Особенности процесса адаптации подростков в замещающей семье.
Особенности поведения, затрудняющие взаимодействие с подростком.
Мероприятия социально-педагогической, психологической помощи в сложных ситуациях в замещающей семье.
Мероприятия социально-педагогической помощи: семейная терапия, сетевые встречи, тренинги. Мониторинг социализации подопечного подростка.
Критерии оценки ресурсности замещающей семьи для приема подростка. Практикум по взаимодействию с подростком с отклоняющимся поведением.
Обучение навыкам взаимодействия с подростком в замещающей семье. Алгоритм формирования новых навыков.
11.2. Ограниченные возможности здоровья, инвалидность, ребенок-инвалид.
Структура детской инвалидности. Информация о службах помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Понятия "ограниченные возможности здоровья", "инвалидность", "ребенок-инвалид".