6.1. Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка?
Понятие "депривация".
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, на телесном, интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
Проблемы подростков, переживших материнскую депривацию. Психологические особенности. Проблемы идентификации и принятия собственных чувств и эмоций. Усвоение семейных ценностей и создание собственных семейных традиций в будущем.
Акцентуации характера подопечных детей и пути коррекционной работы: особенности формирования характера ребенка вследствие материнской, эмоциональной, двигательной, сенсорной, информационной депривации.
6.2. Влияние разлук и потерь на развитие ребенка. "И память сердца сохраняя". Что помнит ребенок о себе?
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Разлуки, потери: категории, типы.
Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Помощь в минимизации травмы.
Последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка. Синдром посттравматических стрессовых нарушений.
Просмотр видеофильма "И память сердца сохраняя".
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка. Отношение к прошлому опыту ребенка, к воспоминаниям о его семье.
Преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием кровных родственников ребенка.