7.1. Особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению подопечного ребенка.
Особенности подготовки семьи и родственников к появлению подопечного ребенка: преодоление страхов.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития: прогнозирование изменений.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и подопечного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя подопечными и родными детьми.
Приемы, помогающие снимать тревогу, преодолевать возникающие трудности, облегчать состояние напряжения. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Факторы, влияющие на процесс вхождения ребенка в новую семью (предшествующий опыт ребенка, семьи).
Особенности процесса вхождения ребенка в семью. Теория привязанности английского психолога Джона Боулби.
Этапы вхождения ребенка в семью ("завершение проблем предшествующего этапа", "этап перестройки", "объединение", "осознание принадлежности").
Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью.
Проблема влияния этнических и конфессиональных факторов на социальную и психологическую адаптацию детей-сирот в новой семье.
Формирование новой семейной системы ценностей. Влияние этнических и конфессиональных факторов на внутренние и внешние границы семьи. Учет конфессиональных и этнических факторов в процессе адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к новой семье.
Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Методика "Книга жизни ребенка" (восстановление основных этапов жизни ребенка от рождения до настоящего времени, принятие потери своей семьи, осознание своего места в новой семье).