Действующий

О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (с изменениями на 21 октября 2020 года)



Раздел VII. АДАПТАЦИЯ ПОДОПЕЧНОГО РЕБЕНКА И ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ


7.1. Особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению подопечного ребенка.


Особенности подготовки семьи и родственников к появлению подопечного ребенка: преодоление страхов.


Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития: прогнозирование изменений.


Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и подопечного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя подопечными и родными детьми.


Приемы, помогающие снимать тревогу, преодолевать возникающие трудности, облегчать состояние напряжения. Техники эмоциональной саморегуляции.


Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.


Факторы, влияющие на процесс вхождения ребенка в новую семью (предшествующий опыт ребенка, семьи).


Особенности процесса вхождения ребенка в семью. Теория привязанности английского психолога Джона Боулби.


Этапы вхождения ребенка в семью ("завершение проблем предшествующего этапа", "этап перестройки", "объединение", "осознание принадлежности").


Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью.


Проблема влияния этнических и конфессиональных факторов на социальную и психологическую адаптацию детей-сирот в новой семье.


Формирование новой семейной системы ценностей. Влияние этнических и конфессиональных факторов на внутренние и внешние границы семьи. Учет конфессиональных и этнических факторов в процессе адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к новой семье.


Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).


Методика "Книга жизни ребенка" (восстановление основных этапов жизни ребенка от рождения до настоящего времени, принятие потери своей семьи, осознание своего места в новой семье).