Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ



5.8.3.5. Социальная защита населения

В автономном округе в среднесрочном периоде будет обеспечено стабильное назначение и выплата всех социальных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа. Социальную поддержку получают более 20% жителей Югры, действует 91 мера социальной поддержки.

Расходные обязательства по социальным выплатам максимально будут осуществляться на основе принципов адресности и нуждаемости, одним из задействованных принципов станет введение "ценза оседлости", т.е. периода проживания на территории автономного округа. Меры социальной поддержки малоимущим семьям будут оказываться без соблюдения "ценза оседлости".

В работе с малоимущими семьями приоритетом является стимулирование граждан к активизации собственного трудового потенциала, повышению реальных доходов семей, и выход их из разряда нуждающихся в государственной помощи путем внедрения технологии социальных контрактов. Мероприятиями, направленными на стимулирование, является увеличение в 2015 году размера единовременной помощи для выхода на самообеспечение и расширение полномочий представителей общественности при принятии решений о выделении бюджетных средств.

С учетом внесенных в законодательство изменений об увеличении максимального размера помощи для выхода граждан на самообеспечение ожидается рост числа малоимущих семей, готовых максимально использовать собственные трудовые ресурсы для преодоления трудной жизненной ситуации, связанной с низким уровнем дохода.

Совершенствование механизмов поддержки населения, закрепление в законодательстве автономного округа новых подходов к назначению пособий и выплат, изменение их периодичности и механизмов предоставления, с отменой неэффективных выплат направлено на повышение эффективности реализуемых социальных программ на среднесрочный и долгосрочный период.

Реформирование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан в автономном округе, в первую очередь, направлено на сокращение сферы применения категориального подхода к предоставлению социальной помощи отдельным категориям граждан на основе оценки нуждаемости.

Переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.

Необходимость повышения эффективности мер социальной поддержки населения направлена на достижение измеримых, общественно значимых результатов, использование механизма адресного решения социальных проблем.

Инструмент реализации социальной политики - государственная программа "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" (основные параметры госпрограммы в таблице 15).

В целях обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) будет реализована государственная программа "Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы".

Реализация мероприятий государственных программ позволит в прогнозном периоде:

повысить уровень, качество и безопасность социального обслуживания населения;

внедрить инновационные, малозатратные, стационарозамещающие технологии социального обслуживания;

ввести новые виды платных услуг населению;

сохранить удовлетворенность граждан качеством и доступностью предоставляемых организациями социального обслуживания социальных услуг на уровне 98%;

обеспечить стабильное назначение и выплату всех социальных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В системе социальной защиты населения автономного округа функционируют 24 организации социального обслуживания семьи и детей. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на территории автономного округа осуществляют 29 организаций. Социальные услуги в автономном округе получают 37% жителей Югры.

Сформирована система социальной защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства и занятий, несовершеннолетних "группы риска", направленная на создание условий для интеграции граждан в нормальную бытовую, трудовую и общественную жизнь.

В целях развития рынка социальных услуг путем увеличения числа организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, создания благоприятных условий для развития негосударственных организаций в сфере социальной поддержки населения, реализуется пилотный проект "Резиденция для пожилых" с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Для повышения качества жизни пожилых граждан продолжится реализация программы "Приемная семья для пожилого гражданина", на сегодняшний день действует 115 приемных семей.

С учетом географических особенностей и транспортной системы автономного округа развивается филиальная сеть учреждений социального обслуживания, действуют 16 мобильных социальных служб.

Запланировано осуществление грантовой поддержки, предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, общественным организациям, физическим и юридическим лицам, оказывающим социальные услуги населению.

Будет продолжена работа по расширению сферы участия учреждений, организаций, предприятий независимо от форм собственности в реализации государственного заказа по частичной передаче услуг по социальному обслуживанию на дому, услуг службы "Социальное такси" субъектам предпринимательства.

Органы управления и учреждения в сфере социальной защиты населения активно применяют в своей работе интернет-коммуникации (во всех учреждениях отрасли созданы официальные сайты, с возможностью обратной связи, мероприятия проводиться с использованием видеоконференц-связи, что позволяет задействовать широкую профессиональную аудиторию).

Развитие сферы социального обслуживания в Югре в 2016 - 2018 годах будет направлено на усиление адресного подхода в предоставлении социальных услуг, основанного на оценке индивидуальной потребности граждан.