В целях обеспечения высокого качества образования, повышения эффективности реализации молодежной политики в соответствии с меняющимися запросами населения и в интересах инновационного развития региона, образовательной системе автономного округа в прогнозном периоде предстоит выполнение ключевых задач, направленных на обеспечение доступности качественного образования, подготовку квалифицированных кадров для экономики.
Приоритеты сферы образования определены указами Президента, Стратегией - 2030 и направлены на формирование гибкой системы непрерывного образования, формирующей человеческий потенциал, создание инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих в условиях ограниченных финансовых ресурсов доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей.
В целях повышения качества и результатов образования, успешной социализации детей и молодежи планируется обеспечить модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, внедрить современную систему оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Инструмент реализации государственной политики образования в Югре - государственная программа "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы". Мероприятия программы направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования независимо от места проживания и социального положения семей с детьми; обновление механизмов финансирования образовательных организаций в соответствии с задачами инновационного развития; расширение вариативности образовательных программ, профильного обучения старшеклассников, позволяющего создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор профессии.
Одно из приоритетных направлений - обеспечение доступности дошкольного образования детей, ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет. В целях обеспечения потребности населения в детских дошкольных организациях, достижения целевых ориентиров, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 и N 597, реализуется План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в автономном округе". Утверждена поэтапная программа ("дорожная карта") ликвидации очередности в дошкольные организации для детей от 3 до 7 лет на 2012 - 2016 годы.
Реализовав комплекс мер в автономном округе в 2014 году удалось увеличить долю детей от 3 до 7 лет, обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, до 94,3% (2013 год - 89,8%) и ликвидировать очередь в детские дошкольные организации в 16 муниципальных образованиях. К началу 2016 года все дети от 3 лет будут обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях.
В прогнозный период с учетом демографических факторов увеличится численность детей в дошкольных образовательных организациях к 2018 году до 112,8 тыс. человек (2014 год - 98,3 тыс. человек).
В период 2015 - 2018 годов планируется ввод 74 объектов для размещения дошкольных образовательных организаций, мощностью 11764 места.
В целях создания условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, стимулирования негосударственного сектора к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности принято распоряжение Правительства автономного округа "О плане мероприятий по введению "Сертификата дошкольника" в Ханты-Мансийском автономном округе на 2014 - 2016 годы". Сертификат будет введен с 1 января 2016 года.
На территории автономного округа функционируют 7 частных образовательных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования и имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, на 820 мест. До конца 2015 года планируют получить лицензии на осуществление образовательной деятельности еще 6 частных организаций, которые откроют дополнительно 363 места. По итогам 2018 года количество организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования и имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, составит 17 организаций на 1633 места.
Услуги по присмотру и уходу в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей получают 3454 ребенка. В группах кратковременного пребывания услугу по дошкольному образованию получают 952 ребенка.
Кроме того, к концу 2018 года во встроенно-пристроенных нежилых помещениях жилых домов-новостроек будет действовать 12 билдинг-садов на 972 места.
Определены векторы стратегических изменений системы, ориентированных на индивидуальное развитие и становление личности. Среди них: проектирование образовательной среды в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Школьникам и студентам будет предоставлена возможность выбора учебных курсов внутри образовательной организации при использовании модульных технологий обучения.
В Югре начата разработка комплекса мероприятий по переводу общеобразовательных организаций в односменный режим, в настоящее время удельный вес обучающихся во вторую смену, от общего количества обучающихся, составляет 24,3%.
Предстоит актуализировать планы по строительству школ, модернизировать инфраструктуру действующих организаций, в целях оптимизации помещений. Численность обучающихся общеобразовательных организаций к началу 2018 - 2019 учебного года прогнозируется на отметке 210 тыс. человек, что на 10,5% выше показателя 2014 года.
В период 2015 - 2018 годов будет построено и реконструировано 12 школ на 6373 места и 18 комплексов на 2230 мест. Повышение эффективности функционирования сети общеобразовательных организаций, мероприятия по созданию современной образовательной среды позволят к 2018 году 93,5% школьников обучать в современных условиях (2014 год - 86,5%).
Эффективные центры знаний будут действовать и в сельской местности автономного округа, в том числе порядка 60 малокомплектных школ.
С целью создания условий для получения качественного образования вне зависимости от места жительства до 2019 года в сельской местности будет построено и реконструировано 23 здания на 3452 места. Это позволит сократить количество сельских школ, обучение в которых ведется в 2 смены.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях интеграции детей с различными нарушениями развития в муниципальных общеобразовательных организациях созданы 123 специальных (коррекционных) класса, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых обучаются 1218 человек.
В соответствии с концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в Югре система дополнительного образования и молодежной политики региона будет переведена в новое качество открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала.
Прогнозируется внедрение организационно-педагогических форм открытого дополнительного образования: модульные интенсивные школы, сетевые и дистанционные образовательные программы, образовательный туризм и отдых; новые типы образовательных организаций, обеспечивающих реализацию программ открытого образования: культурно-образовательные центры, центры дистанционного образования, тьюторские центры, менеджерские центры.
Для формирования системы непрерывного казачьего образования и создания условий для успешной организации деятельности казачьих кадетских классов в автономном округе в январе 2016 года откроется новая государственная образовательная организация - кадетская школа-интернат на 100 воспитанников (п. Нялино Ханты-Мансийского района). Приоритет при поступлении будут иметь дети из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и семей военнослужащих.
Правительство Югры и автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" подписали соглашение о сотрудничестве по реализации стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей".
Югра вошла в число трех пилотных регионов Российской Федерации, в которых будет создана сеть опорных ресурсных центров, организованных по принципу индустриальных парков для субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих программы дополнительного образования детей, прежде всего - технической направленности.
Акцент в создаваемых ресурсных центрах будет сделан на развитие научно-технического направления в дополнительном образовании, использование самых современных программных продуктов и реализацию отраслевых профориентационных программ. Реализация инициативы подразумевает создание сети детских технопарков, где дети могли бы получать дополнительное образование по техническим и инженерным специальностям.
Расширится круг субъектов образования за счет включения в реализацию региональных и муниципальных программ открытого образования коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональных сообществ.
Будет осуществлен переход к программному формированию учебных планов нового типа (открытых и вариативных), внедрению программ индивидуального и группового сопровождения обучающихся при включении их в конкретные типы творческой, исследовательской, проектной деятельности.
Количественный результат работы - увеличение числа выпускников школ, ориентированных на получение профессионального образования в востребованных на рынке труда и приоритетных для Югры секторах экономики. А также увеличение количества выпускников профессиональных образовательных организаций, обладающих навыками и компетенциями, предъявляемыми инновационными предприятиями к новым специалистам и работникам.
Качественный результат - популяризация инженерных, высокотехнологических и рабочих специальностей среди молодежи.