Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (с изменениями на: 08.06.2018)


Раздел 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцев (далее также - КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в автономном округе проживают 31,5 тысяч представителей КМНС, что составляет 2% от общей численности населения Югры. Национальный состав коренных народов Югры характеризуется преобладанием ханты (60,5%), манси составляют 34,9%, ненцы 4,6%. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни. Почти 70% коренного населения региона проживают в сельской местности. В сфере образования от общего количества педагогических работников 2,6% составляют представители КМНС.

В системе образования автономного округа сформирована сеть образовательных организаций с этнокультурной составляющей, включающая дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.

По данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в 2017 - 2018 учебном году изучение хантыйского (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийского, ненецкого национальных (родных) языков КМНС, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, введено в:

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

10 детских садах для 263 детей (Березовский, Кондинский, Белоярский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы) (2016 - 2017 учебный год - 10 детских садов - 266 детей);

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

28 школах, включая филиалы для 1668 человек (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) (2016 - 2017 учебный год - 28 школ - 1870 человек);

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

4 организациях дополнительного образования для 91 человека (г. Ханты-Мансийск, Березовский район) (2016 - 2017 учебный год - 3 организации дополнительного образования - 240 человек).

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Литературу КМНС изучают:

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

221 ребенок в 9 детских садах (2016 - 2017 учебный год - 266);

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

1272 обучающихся в 25 общеобразовательных организациях (2016 - 2017 учебный год - 1542).

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Образовательные программы муниципальных образовательных организаций включают до 10 учебных предметов, курсов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство.

С 2013 года 5 дошкольных образовательных организаций (Березовский, Белоярский районы) реализуют проект "Языковое гнездо" с целью внедрения программы раннего изучения родного языка. В 2018 году в проекте принимают участие 139 дошкольников, 7 работников детских садов, владеющих хантыйским и мансийским языками.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 08.06.2018 N 282-рп)

Образовательные организации разрабатывают и внедряют модели организации учебно-воспитательного процесса, учитывающие особенности КМНС, способствующие сохранению национального самосознания и успешной социализации обучающихся.

Подготовка профессиональных кадров, владеющих родным языком, осуществляется в:

автономном учреждении среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж";

федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Югорский государственный университет".

Ежегодно среди обучающихся образовательных организаций проводятся региональные конкурсные мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к культурно-историческому духовному наследию обско-угорских народов, природному и культурному окружению.

С целью выявления одаренных детей, глубины знаний родного языка и литературы среди обучающихся проводится олимпиада школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по родным языкам и литературе КМНС, состоящая из нескольких этапов - школьный, муниципальный и региональный.

В целях повышения престижа и статуса учителя родного языка в обществе, развития профессионального мастерства, начиная с 2008 года, ежегодно проводится конкурс "Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", победитель которого участвует в мероприятии "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков".

Научно-методическое сопровождение развития системы этнообразования в Югре осуществляют:

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок";