Недействующий

Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года (с изменениями на 24 апреля 2019 года) (утратил силу на основании указа Губернатора Свердловской области от 09.10.2019 N 482-УГ)



Раздел 6. ОСНОВНЫЕ СЦЕНАРИИ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ


В Постановлении Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" рассматривается три варианта (сценария) развития области в долгосрочной перспективе: стабилизационно-инерционный, индустриально-модернизационный и инновационно-оптимистичный.


Стабилизационно-инерционный сценарий основан на принципах догоняющего технологического развития в условиях благоприятной мировой конъюнктуры на основе имеющихся инвестиционных планов крупных компаний преимущественно традиционного сектора темпами на уровне среднероссийских. Этот сценарий не соответствует целевым установкам опережающего развития Свердловской области, а потому не рассматривается в качестве целевого.


Индустриально-модернизационный сценарий предполагает ускоренное развитие промышленного комплекса как основы экономического роста в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. Следуя этому сценарию, к 2020 году Свердловская область выйдет на уровень развития европейских стран докризисного 2007 года - это среднедушевое производство валового регионального продукта 28,5 тыс. долларов США по паритету покупательной способности, объем валового регионального продукта - 2,3 трлн. рублей (рост валового регионального продукта к уровню 2009 года - в 2,7 раза в сопоставимых ценах). В промышленности будет достигнут рост производительности труда в 4 раза к уровню 2009 года, что соответствует уровню 2007 года стран "большой семерки" (1,8 млн. рублей на одного занятого в промышленности).


Инновационно-оптимистичный сценарий предполагает инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. Данный сценарий предусматривает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран "большой семерки" по минимальному варианту прогноза их развития: среднедушевое производство валового регионального продукта - 46,3 тыс. долларов США по паритету покупательной способности, объем валового регионального продукта - 3,7 трлн. рублей (рост физического объема к уровню 2009 года в 4,5 раза).


Исходя из предложенной терминологии применительно к развитию туризма:


1) инновационно-оптимистичный сценарий означает, что Свердловская область удержится в пятерке регионов - лидеров по объему туристского потока, став одной из ведущих туристских дестинаций Российской Федерации.


Инновационно-оптимистичному сценарию развития экономики будет соответствовать опережающий сценарий развития туристской отрасли, характеризующийся превышением более чем в 1,5 раза среднероссийских темпов роста (на уровне 6 и более процентов в год для развития туристского потока; на уровне 6,9 и более процентов в год для роста объема затрат на туризм и путешествия). Реализация такого сценария возможна в условиях активного позиционирования Свердловской области как региона, благоприятного для туризма и путешествий. В результате существующих на сегодняшний день инфраструктурных ограничений требуется увеличение в 1,5 - 3 раза (по сравнению с 2013 годом) объемов финансирования программы развития туризма до 190 - 250 млн. рублей в год и до 570 - 750 млн. рублей - на развитие инфраструктурных объектов, обеспечивающих развитие туристского потока (в первую очередь - автомобильных дорог).


При существующих российских пропорциях (811 тыс. рублей валового регионального продукта на одно рабочее место в сфере туризма; 3 рабочих места в смежных отраслях на одно рабочее место в сфере туризма) (приложение N 1 к настоящей Стратегии, рис. 1) можно прогнозировать активизацию частного инвестирования, в результате чего можно создавать в год до 300 рабочих мест собственно в туризме (до тысячи рабочих мест - в смежных отраслях), что обеспечит прирост валового регионального продукта до 800 млн. рублей в год. Такой мультипликативный эффект имеет определяющее значение для развития проблемных территорий восточной и северной части Свердловской области, для которых туризм и связанные с ним отрасли являются практически единственным действенным инструментом развития;


2) индустриально-модернизационный сценарий применительно к развитию туризма означает преимущественное направление бюджетных средств на продвижение существующих туристских продуктов Свердловской области.


Индустриально-модернизационному сценарию развития экономики будет соответствовать догоняющий сценарий развития туристской отрасли, ориентированный на приток частных инвестиций в уже обеспеченные туристским потоком дестинации. При этом можно прогнозировать соответствие основных темповых показателей среднероссийским прогнозным значениям (4 процента в год для развития туристского потока; на уровне 4,6 процента в год для роста объема затрат на туризм и путешествия). Такой сценарий при минимальных затратах областного бюджета (на уровне 2013 года - около 130 млн. рублей) несет в себе существенные риски, связанные с минимальным социально-экономическим эффектом от развития туризма и потерями в связи с минимальным количеством создаваемых рабочих мест (которые, согласно статистике, можно отнести к "высокопроизводительным" - при уровне 811 тыс. рублей валового регионального продукта в год в ценах 2011 года);


3) стабилизационно-инерционный сценарий означает, что Свердловская область не сможет выдержать конкуренции с другими регионами Российской Федерации за внешний туристский поток. В результате туристский поток области будет обеспечиваться только внутренними ресурсами (жителями области).


Стабилизационно-инерционному сценарию развития экономики будет соответствовать латентный сценарий развития туристской отрасли, характеризующийся темпами развития в два и более раза ниже темпов роста, прогнозируемых в среднем для России (на уровне 2 и менее процентов в год для развития туристского потока; на уровне 2,3 и менее процентов в год для роста объема затрат на туризм и путешествия). Вероятность наступления такого сценария будет достаточно велика в случае непринятия действенных мер по развитию туризма, изложенных в настоящей Стратегии.


Основными целевыми индикаторами и прогнозными параметрами реализации настоящей Стратегии признаются следующие статистические показатели, отражающие:


1) рост объема туристского потока: