АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ТУРИНДУСТРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
N строки | Сильные стороны (преимущества) | Слабые стороны (недостатки) |
1 | 2 | 3 |
1 | Выгодное географическое положение на границе Европы и Азии - на путях, связывающих Европейскую часть России с Сибирью, Средней Азией и Дальним Востоком. Оптимально удобная локализация в центре транспортных (автомобильных, железнодорожных, воздушных) коммуникаций одного из самых экономически развитых регионов России - Урало-Западносибирского региона. Территориальная близость и транспортная доступность по отношению к крупным городам: Перми, Челябинску, Тюмени, Кургану, Уфе. Наличие в Екатеринбурге динамично развивающегося международного аэропорта "Кольцово" (с учетом проводимой реконструкции и трансформации в воздушный хаб федерального значения, прихода в аэропорт новых российских и зарубежных авиаперевозчиков) | Относительная удаленность области по отношению к основным туристским рынкам - крупным городским агломерациям Европейской части России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород). Относительная удаленность Свердловской области от главных международных туристских потоков |
2 | Сложившийся в России "положительный образ" Свердловской области как надежного региона. Наличие мощного туристского потенциала, большого разнообразия туристских ресурсов. Наличие достаточно большого количества туристских аттракций: памятников природы, музеев, объектов культурно-исторического наследия, объектов религиозного туризма | Отсутствие уникального и привлекательного туристского образа Свердловской области в масштабах России и мира. Одностороннее восприятие Свердловской области исключительно как промышленного центра ("Урал - опорный край державы..."). Отсутствие системы территориального туристского маркетинга |
3 | Возможность использования территории Среднего Урала как базы для линейных и радиальных путешествий по Уралу и Западной Сибири | Высокая конкуренция со стороны исторически сложившихся мировых и российских туристских центров - столичных городов, городов "Золотого Кольца" и южных городов, "оттягивающих" основные потоки туристов. Значительный уровень притязаний и соперничества со стороны городов-миллионников Российской Федерации (Казань, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск) и Уральского федерального округа (Тюмень, Челябинск) |
4 | Значительные инвестиции в туристскую индустрию со стороны Правительства Свердловской области, создание основы для формирования туристских кластеров. Поддержка инвестиционных проектов и программ развития туризма в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, со стороны Правительства Свердловской области. Существенный рост спроса на рынке внутреннего туризма со стороны растущего среднего класса, что создает условия для роста инвестиций в туризм со стороны бизнеса | Недостаточный уровень коммерциализации имеющихся туристских ресурсов, дефицит туристских продуктов на рынке внутреннего и въездного туризма. Недостаточность стимулов для инвесторов в сфере туризма, высокий уровень бюрократизации согласительных процедур. Отсутствие комплексного подхода в организации туристского продукта территорий как на уровне муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, так и среди предпринимателей и потенциальных инвесторов. Низкий уровень развития горизонтальных партнерских связей между субъектами туристской деятельности территорий |
5 | Создание эффективной системы управления и координации туристской деятельности на уровне Правительства Свердловской области, создание государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области" | Характерное для индустриальных регионов России недостаточно осознанное отношение к туризму как экономически важной сфере деятельности - и в широких слоях населения, и в органах управления областного и муниципального уровня. Отсутствие органов управления туристской деятельностью на уровне подавляющего большинства муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области |
6 | Хорошо развитая внутриобластная система транспортного сообщения: сети автомобильных и железных дорог | Ряд объектов туристского показа по-прежнему не имеют транспортной доступности либо слабо доступны. Низкое качество дорожной инфраструктуры как в Екатеринбурге, так и по всей области, плохое качество автомобильных дорог. Многие участки автомобильных дорог имеют серьезные ограничения по скорости передвижения в связи с плохим качеством автодорожного покрытия и высоким уровнем аварийности. Перегруженность автомобильных дорог, дорожные пробки в Екатеринбурге, высокая аварийность на автомобильных дорогах области - серьезная угроза для развития туризма с точки зрения безопасности |
7 | Наличие в Екатеринбурге главных предпосылок развития делового туризма: 1) расположение органов управления Уральского федерального округа, Центрального военного округа; 2) наличие ряда дипломатических представительств, консульств зарубежных стран; 3) наличие большого количества успешных предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; 4) большое количество представительств и офисов зарубежных и транснациональных компаний, международных банков, информационных центров и фондов | Дефицит современных специализированных конгрессных центров с большой площадью в Екатеринбурге |
8 | Постоянно увеличивающееся количество современных отелей с развитой сервисной инфраструктурой | Дефицит КСР нужного формата и иной туристской инфраструктуры в непосредственной близости от туристских аттрактивных объектов (музеев, горнолыжных центров, объектов экотуризма). Крайне недостаточное количество отелей среднего класса и экономкласса для размещения туристов (дефицит гостиниц класса 1 - 2 звезды в Екатеринбурге). Высокий уровень цен на проживание, сравнимый со столичными |
9 | Наличие в Екатеринбурге значительного количества торгово-развлекательных центров и крупнейшего в России аквапарка | Дефицит крупных туристских аттракционов в сегменте развлечений и семейного отдыха |
10 | Достаточно большое количество санаторно-курортных предприятий и баз отдыха, ряд которых реконструирован или находится в стадии модернизации | Недостаточный уровень использования номерного фонда санаторно-курортных предприятий и иных КСР специального назначения для нужд иных видов внутреннего и въездного туризма |
11 | Значительное количество горнолыжных центров с развивающейся инфраструктурой | Относительно небольшие длина трасс и перепады высот в имеющихся горнолыжных центрах |
12 | Сложившаяся и развивающаяся система особо охраняемых природных территорий (природных парков), созданных и создаваемых в том числе и для развития экологического туризма | Крайне низкая экологическая культура граждан, недостаточное развитие программ утилизации бытовых отходов населения, несовершенство природоохранного законодательства, отсутствие у структур муниципального управления реальных ресурсов и полномочий по уборке мусора в рекреационных зонах вблизи крупных городов. Замусоривание территории - реальная угроза развитию туризма в Свердловской области |
13 | Высокая степень урбанизации населения области, что является основой для повышенного спроса на загородный отдых в сельской местности. Наличие на территории области естественных природных условий для развития спортивного, охотничьего и экстремального туризма. Перспективные возможности развития активного, приключенческого и экологического туризма, так как область обладает достаточными природными ресурсами для привлечения туристов и формирования активных маршрутов и туров | Неблагополучная экологическая обстановка в ряде местностей, прежде всего в крупных промышленных центрах Свердловской области. Екатеринбург входит в число наиболее загрязненных городов России (запыленность воздуха, выхлопные газы от автомобильного транспорта). Низкое качество водопроводной воды в Екатеринбурге; особым спросом пользуется природная минеральная или очищенная питьевая вода. Необходимость обеспечения средств размещения питьевой водой соответствующего международным стандартам качества. Экологические проблемы - серьезная угроза для развития туризма в Свердловской области |
14 | Близость к основной целевой аудитории проекта, позволяющая оперативно реагировать на ее потребности. Возможность относительно легкого и менее затратного продвижения нового туристского имиджа региона | Ориентация только на жителей области создает угрозу недозагруженности гостиничной инфраструктуры и недооценки въездного туризма как наиболее экономически эффективного вида туризма, не позволяет всесторонне и комплексно использовать преимущества перспективного развития региона как центра туризма общероссийского и международного уровня |
15 | Южная часть Свердловской области, включая областной центр, - транзитная зона, через которую проходят значительные пассажиропотоки на пути в другие города России, что создает возможности для развития краткосрочных экскурсионных программ и маршрутов. Высокая заинтересованность жителей Челябинской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в посещении крупных торговых центров открывает реальные возможности для развития шопинг-туризма в Екатеринбурге | Зависимость основного потока гостей в областной центр от городской бизнес-среды в случае спада деловой активности может повлечь за собой сокращение притока туристов в Екатеринбург и Свердловскую область |