Действующий

Об утверждении Программы развития инновационного территориального кластера Свердловской области "Титановый кластер Свердловской области" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 11 февраля 2016 года)



Таблица 3



КРАТКОЕ ТАБЛИЧНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И СДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТИТАНОВОГО КЛАСТЕРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (SWOT-АНАЛИЗ)

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренние факторы (со стороны самого Кластера)

Экономико-географические факторы

Базирование Кластера в одном из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации, областной центр (агломерация Екатеринбурга) которого занимает 3 - 5 места в Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга по численности населения, уровню развития науки и образования, уровню развития международного аэропорта, малого и среднего бизнеса, является центром деловой и политической активности федерального округа

Недостаточно развитая деловая, социальная инфраструктура территории непосредственного окружения производственной инфраструктуры Кластера

Доступ к основным железным дорогам и автомагистралям страны, крупному авиахабу, логистическим узлам

Моноотраслевая структура экономики окружающих производственную территорию Кластера городов, неустойчивость к колебаниям спроса

Расположение Кластера в центре крупного регионального рынка спроса на продукцию промышленного и инвестиционного назначения (Урало-Западносибирского региона)

Существенная удаленность от стратегических портов и границ стран - потенциальных импортеров, сравнительно высокая стоимость вывоза продукции

Расположение Кластера в центре крупного потребительского рынка (несколько субъектов Федерации с общей численностью свыше 15 млн. жителей)

Существенная удаленность производственной инфраструктуры Кластера от областного центра, обладающего наиболее развитой деловой, финансовой, сервисной, научно-образовательной инфраструктурой в регионе

Наличие в качестве якорного предприятия крупнейшего и одного из самых технологически развитых в мире титановых комплексов (ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма"), обладающего хорошими перспективами развития

Существенная удаленность от крупнейших рынков потребительского спроса Российской Федерации (Центрального федерального округа, Северо-Западного федерального округа)

Возможность синергетических эффектов от присутствия в Кластере технологически связанных с титаном производств, в частности, экономии на отходах титана (для соответствующих производств) за счет близости к Верхнесалдинскому металлургическому производственному объединению

Неблагоприятная экологическая обстановка.

Неблагоприятные климатические условия

Ресурсные факторы

Развитый рынок кадров для промышленности, наличие свободных трудовых ресурсов на территории базирования промышленных площадок предприятий Кластера. Развитая минерально-сырьевая база региона

Имиджевые факторы

Наличие успешного опыта углубления производственной цепочки в Верхней Салде (совместное предприятие ВСМПО-Ависма - UBM)

Внешние факторы

Глобальные факторы

Высокие перспективы развития всех ключевых рынков, потребляющих титан (авиакосмос, энерго- и атомное машиностроение, медицинское оборудование, альтернативная энергетика и иное)

Усиление влияния Китая на развитие мирового рынка титана, опережающее развитие в Китайской Народной Республике крупного мирового конкурента титанового кластера - промышленной зоны в провинции Шэньси

Социальные, политические, макроэкономические факторы

Стабильность политической ситуации на уровне области (высокий уровень поддержки со стороны федерального правительства, региональная власть, успешно решившая основные социально-экономические проблемы, вызванные кризисом).

Высокий уровень развития социальной защиты населения, стабильный рост уровня социальной обеспеченности, доходов населения в целом и групп населения с низким уровнем дохода, сокращение бедности.

Высокий (по сравнению с основными странами-конкурентами) уровень развития человеческого капитала, уровень образования.

Относительно высокий (инвестиционный) уровень рейтингов Российской Федерации и Свердловской области ведущих рейтинговых агентств.

Низкий уровень развития особых экономических зон в других странах Таможенного союза

Конкуренция за потенциальных участников Кластера с другими особыми экономическими зонами промышленно-производственного типа и индустриальными парками Российской Федерации.

Опережающее экономический рост повышение цен на базовые ресурсы для промышленности в России.

Опережающее рост производительности (удорожание) труда в России.

Ухудшающаяся демографическая ситуация в России и регионе.

Сырьевая структура экономики и высокая зависимость от колебаний цен на основные товары экспорта (Российская Федерация и регион).

Миграционная политика, осложняющая привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы.

Низкий уровень публичных мировых рейтингов (условия ведения бизнеса, коррупция, транспарентность и иное)

Правовые факторы

Наличие в качестве инфраструктуры особой экономической зоны, в которой действуют существенные налоговые и таможенные льготы для резидентов особой экономической зоны.

Формирование сети территориально-производственных кластеров заявлено в качестве одного из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Недостаточная проработка вопросов создания, развития и регулирования деятельности кластеров на законодательном уровне


Титановый кластер Свердловской области обладает уникальными возможностями развития по сравнению с большинством точек роста в России.


Здесь формируются:


1) ядро производственной инфраструктуры Кластера в Верхнесалдинском городском округе (ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" и ОЭЗ ППТ "Титановая долина");


(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)


2) инновационная и научно-исследовательская инфраструктура в городе Екатеринбурге (УрФУ, Институты РАН, расположенные в городе Екатеринбурге, технопарк "Университетский" (ПАО "УУК"));


(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)


3) система кадрового обеспечения (Екатеринбург - Горноуральский управленческий округ - Нижний Тагил - Верхняя Салда).


В составе Титанового кластера присутствуют компании-лидеры с четко выраженной конкурентоспособной стратегией. С 2014 года происходит активизация процессов по налаживанию взаимодействия промышленных компаний как между собой, так и с научно-исследовательским звеном Кластера.


(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 11.02.2016 N 114-РП)


Расширяется состав организаций - участников Титанового кластера, как следствие - расширяется перечень направлений развития.


Каждое из звеньев Кластера обеспечено ресурсами (финансирование из федерального бюджета и бюджета Свердловской области в части создания инфраструктуры ОЭЗ ППТ "Титановая долина", финансирование из средств программы развития УрФУ в части научно-исследовательской инфраструктуры, ресурсная база в сфере материально-технических, сервисных услуг, высокотехнологического оборудования - открытое акционерное общество "Уральский университетский комплекс").


Однако при таком подходе ресурсы направляются, с одной стороны, на создание инфраструктуры для крупного производственного бизнеса, с другой - на развитие сектора научных исследований и разработок. Сегмент коммерциализации научных исследований и разработок - создание стартапов, малых инновационных предприятий, организация "лифта" для их роста и превращения в средние компании в рамках Кластера - остается недостаточно проработанным.


Основные направления развития Кластера на среднесрочную перспективу: