Оценка текущего состояния рынков потребления
Основные рынки сбыта продукции Титанового кластера - это авиастроение, топливно-энергетический комплекс, энергомашиностроение, производство медицинского оборудования и ряд других, менее емких, но перспективных в долгосрочном периоде сегментов (например, транспортное машиностроение, опреснение воды). Общая основа успеха Кластера на указанных рынках - использование титана и титаносодержащих сплавов, применение современных технологий металлообработки на основе лазерных и аддитивных технологий.
Развитие мирового титанового рынка находится в зависимости от общего состояния мировой экономики и уровня активности основного потребителя титановой продукции - рынка производителей коммерческой авиации, составляющего около 40 процентов мирового потребления титана. Благодаря уникально высокой удельной прочности, титановые сплавы традиционно используются в силовых элементах планера и шасси самолетов. В авиационных двигателях жаропрочные титановые сплавы применяются для изготовления лопаток, дисков и других элементов вентилятора и низких ступеней компрессора двигателя.
Согласно прогнозу компании Boeing, до 2029 года на мировой рынок будет поставлено 30900 новых самолетов на общую сумму 3,6 трлн. долларов.
Наиболее динамично развивающийся и быстро растущий сегмент - узкофюзеляжные самолеты вместимостью от 90 до 220 кресел. В этот сегмент входят Boeing 737 и Airbus A320, также планируют войти самолеты - российский МС-21, китайский COMAC C919, канадский C-series.
Второй (по количеству новых самолетов и по объему инвестиций в закупки) сегмент - широкофюзеляжные самолеты на 200 - 400 пассажиров. В этом сегменте представлены Boeing 767, Boeing 787 и Boeing 777, а также самолеты Airbus A330, A340 и в перспективе A350.
Третий сегмент - региональные машины на 60 - 90 кресел. Прогнозируется, что в ближайшие 20 лет может быть поставлено порядка 2 тысяч таких машин общей стоимостью 60 млрд. долларов.
Мировой парк грузовых авиалайнеров к 2029 году должен увеличиться почти на две трети с 1755 до 3000 самолетов. До 2030 года планируется ввести в эксплуатацию около 2500 новых грузовых самолетов, из них 1300 - для замены устаревших машин.
Запланировано производство Ту-204СМ (модернизированная версия среднемагистрального самолета Ту-204). В качестве перспективного проекта позиционируется среднемагистральный самолет МС-21. В настоящее время еще идет формирование конструкторской документации, но первые заказы на титановую продукцию для используемого в них двигателя ПД-14 (открытое акционерное общество "Пермский моторостроительный завод") уже выполнены "Корпорацией ВСМПО-Ависма" в 2010 году.
В производстве военных самолетов по-прежнему основные позиции занимают экспортные поставки самолетов семейства Су-30, но в последнее время появилась потребность в военной авиации и у Министерства обороны Российской Федерации (Су-34). Остается актуальным спрос на учебно-тренировочные самолеты Як-130.
В целом, по оценке аналитиков, спрос на титан в секторе коммерческой авиации с 2012 года превысит 49 тыс. тонн. К 2016 году, несмотря на прошедший кризис, потребление может возрасти до 75 тыс. тонн.
Аналогичную коммерческой авиации (около 40 процентов) долю рынка занимает потребление проката из технического титана такими отраслями, как химическая промышленность, энергетика и опреснение морской воды. Спрос на титан со стороны энергетики также будет увеличиваться за счет интенсивного строительства промпредприятий и электростанций в Китае и Индии. К 2020 году планируется увеличить число блоков для атомных электростанций почти на 30 процентов.
Энергетика, прежде всего атомная, остается крупным потребителем титановых сплавов, главным образом в теплообменных системах, особенно на атомных электростанциях, работающих с морской водой, в том числе создаваемых в настоящее время мобильных атомных энергетических установках.
Химическая промышленность, использующая уникальные антикоррозионные свойства титановых сплавов, является стабильным и перспективным потребителем данных материалов, уровень их использования в этой отрасли постоянно увеличивается.
Добыча энергоносителей (нефти, газа, газоконденсата) в последние годы смещается в сторону морского шельфа. Титановые сплавы представляют собой практически идеальный конструкционный материал для морских буровых и добывающих платформ, райзеров, трубопроводных систем: титан и его сплавы имеют абсолютную коррозионную стойкость в морской воде.