Одним из приоритетных вопросов обеспечения комплексного развития территории Екатеринбурга является обеспечение равной доступности социально-экономических благ всем жителям вне зависимости от места их проживания. Анализ социально-экономического развития территорий районов Екатеринбурга, выявление диспропорций в их развитии, а также закрепление связи между фактическим и планируемым уровнем обеспеченности социальной инфраструктурой и процессом бюджетного планирования является основной целью формирования рейтинга районов Екатеринбурга.
Оценка социально-экономического развития территорий районов Екатеринбурга осуществляется ежегодно начиная с 2003 года при подведении итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург". Оценка формируется на основе показателей социально-экономического развития, характеризующих динамику развития экономики, финансовое состояние предприятий, осуществляющих деятельность на территории районов, уровень безработицы, социальное благополучие, среду проживания горожан (таблица 69). На основе значений этих показателей формируется интегрированный рейтинг районов (с точки зрения развития их территорий), включающий в себя оценку темпа роста экономики, финансового состояния предприятий и организаций, уровень социального благополучия, объемы жилищного строительства, уровень обеспеченности населения бытовыми услугами, деятельность жилищно-коммунальных служб, уровень развития социальной инфраструктуры, благоустройства территории.
Формируемый рейтинг не является прямой оценкой деятельности администраций районов, а отражает сложившийся уровень социально-экономического развития территорий Екатеринбурга, динамику изменения основных показателей и позволяет определить приоритетные задачи перспективного развития районов.
Все районы Екатеринбурга условно могут быть разбиты на три группы по уровню социально-экономического развития.
Первую группу составляют лидеры - Ленинский и Верх-Исетский районы. Значения их общего итогового рейтинга не первый год опережают рейтинги других районов. Это связано с сохранением лидирующих позиций по уровню развития муниципальной системы образования, обеспеченности населения торговыми площадями и бытовыми услугами. Верх-Исетский район в 2014 году значительно улучшил свои позиции по уровню благоустройства и темпам роста экономики. Ленинский район в 2014 году занял лидирующую позицию по строительству жилья, уровню благоустройства, а также сохранил низкий уровень социальной напряженности. Стоит отметить, что общий итоговый рейтинг Ленинского района существенно отличается от рейтинга остальных районов.
В следующую группу входят Октябрьский и Кировский районы.
Октябрьский район характеризуется высокими темпами роста экономики, хорошим финансовым состоянием предприятий и высокой обеспеченностью населения бытовыми услугами, торговыми площадями и предприятиями общественного питания.
Высокие показатели, характеризующие стабильно низкий уровень социальной напряженности и высокие темпы роста экономики, отличают Кировский район. Также в 2014 году отмечается лидирующая позиция по уровню заботы о жилище (ЖКХ) и улучшение позиции по уровню благоустройства.
В группе, замыкающей рейтинг социально-экономического развития районов Екатеринбурга, а к этой группе относятся районы с наибольшим количеством жителей, в 2014 году произошли изменения. Свои позиции в рейтинге улучшил Чкаловский район, заняв пятое место, на седьмое место переместился Орджоникидзевский район и к этой группе присоединился Железнодорожный район, занявший шестое место.
Эти районы рассматриваются в Стратегическом плане развития Екатеринбурга как территории, уровень обеспеченности которых объектами социально-бытовой инфраструктуры необходимо доводить до среднегородского (таблица 70).
Таблица 69