Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 23.04.2015) (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 01.10.2020 N 693-ПП)

Глава 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Для достижения цели и решения задач Концепции с учетом принципов и критериальных оценок достижения экологической безопасности определены основные направления и приоритетные меры по ее реализации.

Для улучшения качества окружающей среды основными направлениями деятельности являются:

1) снижение объема валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства (прежде всего в металлургическом и топливно-энергетическом комплексах) на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, позволяющих существенно (в разы) снизить содержание загрязняющих веществ (пыли, оксида углерода, оксидов азота и серы, тяжелых металлов, органических соединений) в отходящих газах, а также использования высокоэффективных систем пылегазоочистки. Предусматривается расширить меры по энергосбережению во всех отраслях, включая жилищно-коммунальное хозяйство. Особое внимание предлагается уделить мерам по сокращению выбросов от автомобильного транспорта, включая меры по повышению качества моторного топлива, переводу автомобильного парка на сжатый природный газ, использованию биотоплива и других более экологичных видов топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов, оптимизации транспортного движения в населенных пунктах, выводу транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов;

2) снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь в системе жилищно-коммунального хозяйства, расширения использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях. Необходимо также обеспечить эффективную эксплуатацию действующих систем очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Первоочередные меры предлагается направить на сокращение сброса загрязненных сточных вод в бассейны рек Исеть, Чусовая и Пышма, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (в первую очередь шламохранилищ и прудов-отстойников, содержащих токсичные сточные воды);

3) снижение объема образования и размещения отходов производства и потребления путем обеспечения комплексного использования сырья на горно-металлургических и других промышленных предприятиях, внедрения малоотходных технологий, максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот, развития производств по переработке отходов производства и потребления. Приоритетной является разработка проектов и строительство (оборудование) комплексов и полигонов по обезвреживанию, утилизации и безопасному хранению особо опасных (токсичных) отходов. Особое внимание предлагается уделить мерам по реформированию системы организации безопасного сбора, размещения, переработки и утилизации бытовых отходов (в том числе разработке и реализации генеральных схем санитарной очистки и уборки территорий муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с санитарными правилами и экологическими требованиями, обеспечению раздельного сбора, сортировки и использования отходов потребления, являющихся вторичными материальными ресурсами, строительству межмуниципальных комплексов по сортировке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов, строительству новых и реконструкции действующих полигонов твердых бытовых отходов с учетом оптимизации их размещения), привлечению к этому виду деятельности предприятий малого бизнеса. Следует организовать централизованный сбор и утилизацию отходов 1 - 2 классов опасности, не представляющих коммерческой ценности;

4) обеспечение безопасного функционирования потенциально опасных природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов путем создания системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (включая ядерно и радиационно опасные объекты), внедрения методов и вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на областном, местном и объектовом уровнях, осуществление мониторинга за состоянием безопасности таких объектов, образование резервных фондов и организация структур для предупреждения, минимизации и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций. Приоритетным является сокращение числа особо опасных техногенных объектов и вывод их из районов массовой жилой застройки. Предусматривается выполнить мероприятия по снижению радиационной опасности от естественных источников (радон) и медицинских процедур (замена устаревшей рентгеновской аппаратуры), опасности от чрезвычайных ситуаций на водных объектах, аварий на гидротехнических сооружениях, предотвращению и локализации лесных пожаров.

Мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, предлагается в приоритетном порядке реализовать на территориях с экологически неблагополучной обстановкой и наибольшим негативным влиянием на здоровье населения, проживающего на этих территориях (города Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Ревда, Краснотурьинск, Красноуральск, Серов, Кировград, Верхняя Пышма, Асбест, Полевской и Реж). Для этих городов необходимо разработать территориальные нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду и обеспечить их выполнение всеми хозяйствующими субъектами, расположенными на этих территориях.

Реабилитация здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания, будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1) снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов загрязнения среды обитания, прежде всего химического загрязнения, наряду с технологическими и техническими мерами в промышленности и градостроительными решениями по предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды, которые являются достаточно долгосрочными и дорогостоящими, обеспечивается реализацией малозатратных мер по сокращению риска вредного влияния на здоровье населения. К таким мерам относятся уборка улиц, озеленение, благоустройство городов, контроль и обеспечение технологических режимов оборудования и иные. Одним из приоритетов является реализация мер медико-биологической профилактики и реабилитации здоровья населения, обеспечивающих снижение риска неблагоприятных последствий воздействия факторов среды обитания на здоровье при достаточно низких затратах на их выполнение;

2) сокращение численности населения, подверженного влиянию неблагоприятных факторов среды обитания путем реализации мер по обоснованию и обустройству санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и объектов, включая отселение населения, проживающего в этих зонах, в средне- и долгосрочной перспективе, внедрения экологически более чистых технологий и эффективного природоохранного оборудования на предприятиях;

3) обеспечение населения питьевой водой и продуктами питания стандартного качества за счет организации очистки водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, увеличения доли чистых подземных вод в общем объеме водопотребления, обустройства водоохранных зон, внедрения современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения. Дальнейшее развитие должны получить система поставки бутилированной питьевой воды и установка локальных систем водоочистки. Кроме того, необходимо принять меры по обеспечению экономии и сокращению потребления питьевой воды для хозяйственных нужд, увеличению доли подземных вод в общем объеме воды, используемой для водоснабжения населения, уменьшению количества продуктов питания, выращенных на особо загрязненных территориях и представляющих опасность для здоровья;

4) сокращение числа случаев заболеваний населения, обусловленных факторами загрязнения среды обитания, которое будет обеспечиваться за счет внедрения опережающей гигиенической диагностики экологически обусловленных заболеваний, реализации мер адресной медико-биологической профилактики, использования продуктов питания с заданными лечебно-профилактическими свойствами, внедрения современных технологий биомониторинга и индивидуальной диагностики, лечения экологически обусловленных заболеваний, прежде всего у детей, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, проживающих на экологически неблагополучных территориях и относящихся к группе повышенного риска;

5) расширение использования экологически чистых природных территорий с целью организации оздоровления и отдыха населения путем создания инфраструктуры и обеспечения административной поддержки развития природных парков, сохранения пригородных лесов и лесопарков, других особо охраняемых природных территорий, которые могут функционировать в качестве курортных зон, зон отдыха, мест занятия спортом и туризмом при условии ненанесения вреда окружающей среде.

Рациональное использование природных ресурсов и восстановление природных комплексов необходимо основать на комплексном использовании и глубокой переработке невозобновляемых ресурсов, а по возобновляемым ресурсам дополняться мерами по их воспроизводству и обеспечению устойчивого развития природного потенциала:

1) внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных технологий, организация переработки отходов производства и потребления будут осуществляться с учетом опыта и результатов, полученных в последние годы в ходе реализации политики энергосбережения, за счет усиления контроля за комплексным использованием минеральных ресурсов, переработкой техногенных образований в горно-металлургической отрасли и топливно-энергетическом комплексе;

2) рекультивация нарушенных земель, реабилитация загрязненных территорий, повышение качества и продуктивности почв будут обеспечиваться за счет реализации мер, направленных на сокращение площадей рудных отвалов, золоотвалов, шламонакопителей, санацию загрязненных почв, вывод из эксплуатации земель, находящихся в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, а также усиления контроля за внесением в почву органических и неорганических удобрений и биодобавок с целью снижения и предотвращения дополнительного загрязнения земель химическими веществами, микроорганизмами и гельминтами;

3) охрана и восстановление лесных ресурсов будут обеспечиваться за счет более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности использования лесных ресурсов, увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий.

Развитие сети особо охраняемых природных территорий Свердловской области и экологического туризма предусматривает:

1) расширение площади особо охраняемых природных территорий и использование их в качестве рекреационных зон, в первую очередь за счет обеспечения устойчивого функционирования действующих особо охраняемых природных территорий. В дальнейшем предусматривается их развитие, в том числе в направлении использования природных парков в качестве рекреационных зон и объектов экологического туризма, а также использование перспективных территорий с наличием минеральных вод, которые могут применяться для санаторно-курортного лечения;

2) сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира за счет реализации научно-обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом. Одновременно необходимо оказывать поддержку охотничьим, рыбным и иным хозяйствам, осуществляющим меры по сохранению и воспроизводству редких животных и растений, занесенных в Красную книгу Свердловской области. Предусматривается оказание поддержки традиционному природопользованию, осуществляемому малочисленными народами.

Управление экологической безопасностью предусматривает:

1) создание и развитие интегрированной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга, мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений на основе использования современных геоинформационных технологий. Предполагается объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих наблюдение за состоянием здоровья населения, окружающей среды, природных ресурсов и потенциально опасных объектов на единой информационной, технической и методической основе. Необходимо обеспечить качественное улучшение прогнозно-аналитической работы при обработке результатов мониторинга, обеспечении органов государственной власти, местного самоуправления, организаций-природопользователей информацией об экологической ситуации, причинах, динамике, масштабах и направлениях изменения качества окружающей среды, оценке угрозы этих изменений для здоровья человека, определении предупредительных мер и принятии корректирующих действий по предупреждению чрезвычайного развития событий, прогнозированию сценариев возможных последствий и оценки ущерба;

2) использование методологии оценки и управления рисками влияния на здоровье населения факторов загрязнения среды обитания при принятии управленческих решений по обеспечению экологической безопасности в качестве приоритетного направления планирования социально-экономического развития территорий, бюджетного планирования и формирования социально и экологически ориентированной политики развития организаций-природопользователей. Предусматривается развитие методов управления риском на основе имеющегося опыта гигиенической диагностики (доказательное установление связи тех нарушений здоровья населения, которые уже имеют место, с действием конкретных вредных факторов загрязнения окружающей среды или их комплекса) и оценки риска (прогнозирование вероятности таких нарушений), внедрение экономических механизмов управления экологически обусловленным риском для здоровья населения;

3) создание эффективной системы предупреждения, снижения рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, природно-антропогенного и антропогенного характера, призванной обеспечить устойчивое функционирование особо опасных объектов, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. В перечень приоритетных мер, позволяющих достигнуть позитивных результатов, включены ведение реестра потенциально опасных объектов, проведение оценки риска и экспертного анализа принимаемых технических, организационных решений по предупреждению и планированию минимизации и ликвидации возможных последствий чрезвычайных ситуаций, организация, планирование и реализация мероприятий по защите объектов, усиление взаимодействия и обмен информацией между исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, обеспечивающими эксплуатацию опасных объектов, обучение специалистов и населения мерам предупреждения, а также способам защиты и действиям при возникновении и ликвидации последствий аварий, декларирование промышленной безопасности техногенных объектов;

4) создание единой областной системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, направленной на обеспечение улучшения состояния здоровья населения и сокращение случаев экологически обусловленных заболеваний. Система предусматривает объединение усилий различных организаций по внедрению реабилитационных мероприятий (органов государственного и муниципального управления, предприятий-природопользователей, научных организаций, учреждений здравоохранения и иных) в комплексе с мерами по предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды и другими мерами по снижению риска для здоровья населения, обусловленного факторами среды обитания;

5) совершенствование методов экономического регулирования, направленных на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий. Решение этой задачи в пределах действующего федерального законодательства возможно за счет обоснования и пересмотра нормативов платы и штрафных санкций за негативное воздействие на окружающую среду, установления налоговых льгот, усиления контроля за целевым использованием средств, повышения доли средств областного и местных бюджетов, выделяемых для инвестирования в природоохранные проекты, развития страховой деятельности (прежде всего обеспечение страховой защиты населения от вреда здоровью и жизни, имуществу и окружающей среде в результате ее загрязнения, а также чрезвычайных ситуаций). Предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого планирования при формировании расходов областного и местных бюджетов, направленного на создание условий наибольшего благоприятствования для внедрения и тиражирования инновационных проектов, обеспечивающих существенное повышение экологической безопасности Свердловской области;

6) повышение эффективности административного регулирования, государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля, развитие системы добровольной сертификации и технического регулирования деятельности, оказывающей негативное воздействие на здоровье населения и окружающую среду. Предполагается осуществить законодательные инициативы и принять в рамках действующего федерального законодательства правовые нормативные документы для обеспечения реализации полномочий и компетенции органов государственной власти Свердловской области и местного самоуправления в сфере управления экологической безопасностью, осуществления общественного экологического контроля, а также поддержать меры по расширению экологического аудита, развитию рынка экологических услуг, созданию системы добровольной экологической сертификации, в том числе систем экологического менеджмента на основе стандартов ИСО серии 14000, созданию и функционированию саморегулируемых организаций с целью добросовестного осуществления деятельности по обеспечению экологической безопасности;

7) обеспечение устойчивого функционирования системы непрерывного экологического и санитарно-эпидемиологического образования и просвещения населения, позволяющей воспитать активную гражданскую позицию отдельной личности и всего общества. Необходимо продолжить деятельность по поддержке экологического образования и воспитания населения, прежде всего детского возраста. В рамках решения этой задачи предусматривается также создание системы переподготовки и аттестации специалистов, принимающих решения в сфере управления экологической безопасностью, путем более активного привлечения к этой деятельности ученых высших учебных заведений и Уральского отделения Российской академии наук. Для экологического просвещения должны шире использоваться возможности средств массовой информации;