Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 23.04.2015) (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 01.10.2020 N 693-ПП)

ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Факторы среды обитания оказывают негативное воздействие на уровень популяционного здоровья населения, распространенность болезней органов дыхания и системы кровообращения, онкологическую заболеваемость, заболеваемость органов пищеварения и мочеполовой системы, врожденные пороки развития, общую смертность населения. Средняя продолжительность жизни населения Свердловской области составила в 2007 году 65,8 лет, что на 2 года меньше средней продолжительности жизни в России. Женщины живут в среднем на 6 - 8 лет меньше, а мужчины на 10 - 15 лет меньше, чем в экономически развитых странах.

Негативное воздействие на окружающую среду техногенного и природного характера усугубляется проблемами недостаточного государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Отсутствие либо недоработанность федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления экологического контроля, взыскания ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью граждан в результате экологических правонарушений, постоянная реорганизация контролирующих органов с сокращением численности инспекторской службы порождают безответственность и безнаказанность некоторых владельцев и руководителей организаций-природопользователей.

Существующий экономический механизм в сфере охраны окружающей среды и природопользования не обеспечивает стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Это касается прежде всего низких нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Предприятиям выгоднее внести эти платежи, нежели вкладывать значительно большие суммы средств в реконструкцию и модернизацию производства в целях его экологизации.

Усложнилась процедура получения бюджетных средств на реализацию природоохранных мероприятий. Отсутствует реальная система льгот и преференций для организаций-природопользователей, практически реализующих меры по обеспечению экологической безопасности своего производства. Продекларирован, но практически не реализуется принцип компенсации ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде. Не развиты такие экономические инструменты, как экологическое страхование, введение акцизов на производство экологически опасной продукции.

Медленными темпами внедряется в практику природоохранной деятельности промышленных предприятий производственный экологический контроль, экологическая сертификация производства с учетом требований международных стандартов в сфере управления охраной окружающей среды.

Недостаточно развита система повышения квалификации и аттестации должностных лиц и специалистов, ответственных за принятие решений в области управления охраной окружающей средой, что в значительной мере ограничивает роль человеческого фактора в сфере обеспечения экологической безопасности.

Несмотря на наличие указанных проблем, экологическая политика Губернатора Свердловской области и действия Правительства Свердловской области, включая реализацию в 2005 - 2008 годах Концепции экологической безопасности на период до 2015 года, позволили сдержать негативные тенденции в изменении состояния окружающей среды и здоровья населения и стабилизировать экологическую обстановку в Свердловской области несмотря на рост объемов промышленного производства, о чем свидетельствуют показатели таблицы N 1.

Таблица N 1