Комплексная программа Свердловской области "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2014 - 2020 годы разработана в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области".
Комплексная программа соответствует стратегическим целям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", Концепции развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны, действующих на территории Свердловской области, на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2013 N 991-ПП "Об утверждении Концепции развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны, действующих на территории Свердловской области, на период до 2020 года".
Комплексная программа направлена на решение следующих проблем:
1) осуществление комплекса мер по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере обеспечения законности правопорядка и безопасности населения;
2) совершенствование и оптимизация системы обеспечения пожарной безопасности в Свердловской области;
3) защита населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и стихийных бедствий.
Мероприятия комплексной программы, ввиду ее многогранности, предусмотрены в подпрограммах комплексной программы.
Подпрограмма 1 "Профилактика правонарушений на территории Свердловской области".
Одним из национальных приоритетов современной России является создание целостной и эффективно действующей системы профилактики правонарушений, которая напрямую взаимосвязана с состоянием преступности на территории субъектов Российской Федерации. Работу этой системы обеспечивают исполнительные и правоохранительные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и трудовые коллективы.
Основными направлениями в сфере профилактики правонарушений являются предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, организация их спортивной и досуговой работы по месту жительства, ресоциализация лиц, отбывающих уголовное наказание, профилактика алкоголизма и наркомании, развертывание систем технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах.
Важно отметить, что профилактика правонарушений всегда занимала центральное место в деятельности не только правоохранительных органов, но и многих государственных и общественных институтов. И здесь важно подчеркнуть, что к концу 80-х годов прошлого века отечественная система профилактики, по общепризнанным международным оценкам, являлась одной из наиболее эффективных.
Целенаправленно действовали нормы уголовного и административного законодательства, в том числе в сфере предупреждения пьянства, наркомании, самогоноварения, тунеядства, бродяжничества и попрошайничества, вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, рецидив.
В 90-е годы прошлого века вопросы профилактики правонарушений оказались вне зоны внимания государственных и муниципальных органов всех уровней, а также передовых слоев общественности Российской Федерации, что привело к резкому всплеску преступности, подкрепляемому катастрофической деградацией населения.
С 2005 года в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 26.09.2005 N Пр-1564 была начата работа по формированию единой системы профилактики правонарушений.
В процессе модернизации российской системы профилактики первостепенная роль отводится региональному уровню, предопределяющему эффективность проводимой в данном направлении работы органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. С начала реформы (воссоздания) системы профилактики, за достаточно непродолжительный период времени на уровне регионов были успешно решены многие наболевшие проблемы.
В 2007 году регионы приступили к реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации на заседании Государственного Совета Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону от 13.07.2007 N Пр-1293ГС.
В настоящее время единый подход к многоуровневому участию в профилактике правонарушений позволил создать организационные основы к восстановлению государственной системы социального предупреждения преступлений, направленные на минимизацию криминогенных последствий происходящих общественных процессов и преобразований.
Вместе с тем состояние преступности остается сложным, а криминальная обстановка - напряженной (таблица 1).
Таблица 1
N строки | Субъекты Российской Федерации | Зарегистрировано преступлений в 2013 году | Раскрыто преступлений в 2013 году | ||
всего | динамика (+, - в процентах) | всего | динамика (+, - в процентах) | ||
1 | Российская Федерация | 2206249 | -4,2 | 1238251 | -1,2 |
2 | Уральский федеральный округ, в том числе: | 224229 | -1,7 | 130259 | +1,1 |
3 | Свердловская область | 69231 | -3,2 | 38806 | +0,4 |
4 | Курганская область | 19234 | -4,1 | 11427 | -1,9 |
5 | Тюменская область | 68071 | +3,2 | 37090 | +0,5 |
6 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 25223 | -0,8 | 15622 | +4,1 |
7 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 9150 | +0,3 | 5007 | -4,0 |
8 | Челябинская область | 67693 | -4,1 | 42936 | +3,1 |
С учетом существующего уровня преступности на территории Свердловской области эффективное обеспечение профилактических мероприятий может быть достигнуто только путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.
Направление 1. Противодействие распространению наркомании и алкоголизма на территории Свердловской области.
Профилактика алкоголизма и наркомании состоит из целого ряда мероприятий, направленных на прекращение употребления алкоголя и наркотических средств населением. Многочисленные клинические, социологические, психологические исследования убедительно подтверждают тезис, что злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков ведет к отрицательным последствиям не только для самого человека, но и для его ближайшего окружения и общества в целом.
Правовые аспекты профилактики алкоголизма и наркомании предусматривают многочисленные меры воздействия на данную категорию лиц. Необходимость запретительных мер и их эффективность очевидны и не вызывают сомнений. В то же время многовековой опыт борьбы с этими недугами показывает, что административные меры воздействия дают лишь кратковременный эффект, после чего человек возвращается к прежнему образу жизни. Кроме того, запретительные меры вызывают противодействие со стороны определенной части населения, что сопровождается порождением новых правонарушений.
Меры административной ответственности в отношении лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, из-за их взаимосвязи с преступлениями, совершаемыми как в отношении данной категории лиц, так и лицами, находящимися в таком состоянии, хоть и не являются профилактическими, но имеют существенное значение в профилактике правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.