Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 27.05.2015) (утратило силу с 12.08.2017 на основании постановления Правительства Свердловской области от 28.07.2017 N 556-ПП)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


Комплексная программа Свердловской области "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2014 - 2020 годы разработана в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области".

Комплексная программа соответствует стратегическим целям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", Концепции развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны, действующих на территории Свердловской области, на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2013 N 991-ПП "Об утверждении Концепции развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны, действующих на территории Свердловской области, на период до 2020 года".

Комплексная программа направлена на решение следующих проблем:

1) осуществление комплекса мер по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере обеспечения законности правопорядка и безопасности населения;

2) совершенствование и оптимизация системы обеспечения пожарной безопасности в Свердловской области;

3) защита населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и стихийных бедствий.

Мероприятия комплексной программы, ввиду ее многогранности, предусмотрены в подпрограммах комплексной программы.

Подпрограмма 1 "Профилактика правонарушений на территории Свердловской области".

Одним из национальных приоритетов современной России является создание целостной и эффективно действующей системы профилактики правонарушений, которая напрямую взаимосвязана с состоянием преступности на территории субъектов Российской Федерации. Работу этой системы обеспечивают исполнительные и правоохранительные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и трудовые коллективы.

Основными направлениями в сфере профилактики правонарушений являются предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, организация их спортивной и досуговой работы по месту жительства, ресоциализация лиц, отбывающих уголовное наказание, профилактика алкоголизма и наркомании, развертывание систем технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах.

Важно отметить, что профилактика правонарушений всегда занимала центральное место в деятельности не только правоохранительных органов, но и многих государственных и общественных институтов. И здесь важно подчеркнуть, что к концу 80-х годов прошлого века отечественная система профилактики, по общепризнанным международным оценкам, являлась одной из наиболее эффективных.

Целенаправленно действовали нормы уголовного и административного законодательства, в том числе в сфере предупреждения пьянства, наркомании, самогоноварения, тунеядства, бродяжничества и попрошайничества, вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, рецидив.

В 90-е годы прошлого века вопросы профилактики правонарушений оказались вне зоны внимания государственных и муниципальных органов всех уровней, а также передовых слоев общественности Российской Федерации, что привело к резкому всплеску преступности, подкрепляемому катастрофической деградацией населения.

С 2005 года в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 26.09.2005 N Пр-1564 была начата работа по формированию единой системы профилактики правонарушений.

В процессе модернизации российской системы профилактики первостепенная роль отводится региональному уровню, предопределяющему эффективность проводимой в данном направлении работы органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. С начала реформы (воссоздания) системы профилактики, за достаточно непродолжительный период времени на уровне регионов были успешно решены многие наболевшие проблемы.

В 2007 году регионы приступили к реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации на заседании Государственного Совета Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону от 13.07.2007 N Пр-1293ГС.

В настоящее время единый подход к многоуровневому участию в профилактике правонарушений позволил создать организационные основы к восстановлению государственной системы социального предупреждения преступлений, направленные на минимизацию криминогенных последствий происходящих общественных процессов и преобразований.

Вместе с тем состояние преступности остается сложным, а криминальная обстановка - напряженной (таблица 1).

Таблица 1

N строки

Субъекты Российской Федерации

Зарегистрировано преступлений в 2013 году

Раскрыто преступлений в 2013 году

всего

динамика (+, - в процентах)

всего

динамика (+, - в процентах)

1

Российская Федерация

2206249

-4,2

1238251

-1,2

2

Уральский федеральный округ, в том числе:

224229

-1,7

130259

+1,1

3

Свердловская область

69231

-3,2

38806

+0,4

4

Курганская область

19234

-4,1

11427

-1,9

5

Тюменская область

68071

+3,2

37090

+0,5

6

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

25223

-0,8

15622

+4,1

7

Ямало-Ненецкий автономный округ

9150

+0,3

5007

-4,0

8

Челябинская область

67693

-4,1

42936

+3,1


С учетом существующего уровня преступности на территории Свердловской области эффективное обеспечение профилактических мероприятий может быть достигнуто только путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Направление 1. Противодействие распространению наркомании и алкоголизма на территории Свердловской области.

Профилактика алкоголизма и наркомании состоит из целого ряда мероприятий, направленных на прекращение употребления алкоголя и наркотических средств населением. Многочисленные клинические, социологические, психологические исследования убедительно подтверждают тезис, что злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков ведет к отрицательным последствиям не только для самого человека, но и для его ближайшего окружения и общества в целом.

Правовые аспекты профилактики алкоголизма и наркомании предусматривают многочисленные меры воздействия на данную категорию лиц. Необходимость запретительных мер и их эффективность очевидны и не вызывают сомнений. В то же время многовековой опыт борьбы с этими недугами показывает, что административные меры воздействия дают лишь кратковременный эффект, после чего человек возвращается к прежнему образу жизни. Кроме того, запретительные меры вызывают противодействие со стороны определенной части населения, что сопровождается порождением новых правонарушений.

Меры административной ответственности в отношении лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, из-за их взаимосвязи с преступлениями, совершаемыми как в отношении данной категории лиц, так и лицами, находящимися в таком состоянии, хоть и не являются профилактическими, но имеют существенное значение в профилактике правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.