Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2016 и 2017 годы (с изменениями на 26 октября 2017 года)



I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


1. Коррупция является негативным социальным явлением, тормозящим экономическое развитие страны, подрывающим доверие к социальным и политическим институтам государства.


По объективным причинам, имеющим социальные, психологические, исторические основы, проявление коррупции имеет место в жизнедеятельности любого государственного образования независимо от формы его государственного устройства.


Мировым сообществом признана объективная необходимость противодействовать коррупции, что нашло свое отражение в принятой на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31.10.2003 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была подписана Российской Федерацией 09.12.2003 и ратифицирована 05.09.2006.


2. В Российской Федерации вопросы противодействия коррупционным проявлениям четко регламентированы национальным антикоррупционным законодательством.


Противодействие коррупции в Российской Федерации является составной частью внутренней государственной политики, направления которой закреплены в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".


Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления в рамках их полномочий возлагается обязанность по осуществлению деятельности, направленной на противодействие коррупции.


Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" регламентируется деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере противодействия коррупции. В соответствии со статьей 3 указанного Закона Ярославской области разработка, утверждение и реализация областных целевых программ и планов по противодействию коррупции являются приоритетной мерой противодействия коррупции в Ярославской области.


3. Состояние коррупции на территории Ярославской области характеризуется следующими показателями:


3.1. Оценка динамики уровня коррупции в целом по стране и в Ярославской области согласуется с тенденцией к снижению доли населения, считающего, что уровень коррупции повышается. Так, в 2012 году так думали 34,7 процента респондентов, в 2014 году их доля составила 28,5 процента. В бизнес-среде и экспертном сообществе подобная динамика оценок еще очевиднее: в 2012 году 44,7 процента респондентов сообщили, что уровень коррупции повышается, в 2014 году такого мнения придерживались только 30 процентов опрошенных.


Экспертные оценки соотношения уровня коррупции в Ярославской области и других регионах свидетельствуют о тенденции повышения числа экспертов, считающих, что в Ярославской области уровень коррупции ниже, чем в других регионах. В 2012 году так думали 8,1 процента экспертов, в 2014 году таких экспертов было 19,6 процента.


3.2. Снизился показатель "риск коррупции", характеризующий уровень вымогательства взяток со стороны должностных лиц, с 31,4 процента до 30,2 процента, что свидетельствует об уменьшении доли населения области, полагающего, что инициатива в получении взятки всегда исходит от взяткополучателя.


3.3. Остаются на неизменных уровнях следующие показатели, характеризующие состояние коррупции в области:


- уровень удовлетворенности населения деятельностью органов власти Ярославской области по борьбе с коррупцией в регионе - около 30 процентов респондентов, участвовавших в исследовании;


- "охват коррупции", характеризующий количество жителей области, попадавших в коррупционные ситуации, - около 50 процентов опрошенных граждан;