Развитие общества находится в непосредственной и тесной связи с развитием образования. Целью создания данной программы является разработка нормативно-правовых, научно-методических, финансово-экономических, кадровых условий развития всей образовательной системы и каждого учреждения в отдельности.
Чита, как и любая другая большая или малая часть современной России, определяет в качестве высшей цели образования становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействие с людьми, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.
Место образования в государственной политике исключительно и уникально. Сегодня лишь образование оказывается тем главным и единственным социальным институтом, который воплощает основные ценности и цели развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений и идеалов больших масс людей образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры общественного развития. В то же время существующая система образования продолжает рассматриваться структурами государственной власти как самостоятельная отрасль в ряду других отраслей народного хозяйства, продолжает строиться по ведомственному принципу с жестким централизованным определением содержания обучения, номенклатуры учебных заведений, их однозначной подконтрольностью административным органам, что приводит на фоне социально-политических изменений к структурным деформациям самой системы, потере качества образования, его обесцениванию.
Очевидно, что в подобной ситуации право граждан на полноценное образование не может быть гарантировано декларативными призывами и даже соответствующими законами, но должно быть обеспечено ясной и хорошо аргументированной образовательной политикой, гибким управлением культурно-образовательными процессами, фундаментальными научными разработками, специальной экспертно-прогностической службой по оценке политических последствий государственных решений в гуманитарной сфере. Происходящая в настоящее время кардинальная смена парадигмы российского образования, накопленный опыт реформирования самой системы (проектирование новых образовательных институтов, содержания и технологий образования, отработка и запуск процессов его регионализации) позволяет считать, что расширение масштаба и оптимизация подобной работы требуют серьезного многопрофильного обеспечение и концентрации интеллектуальных сил разной профессиональной ориентации в рамках комплексных научно-практических программ обновления и развития образования.
Важно разграничить понятия "системы образования" (как сети муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием) и "сферы образования" (как совокупности культурных процессов и механизмов управления ими). Задача формирования сферы образования предполагает одновременное осуществление двух взаимодополняющих процессов.
Во-первых, организацию образования как инфраструктуры. Ассоциирование и кооперация деятельности образовательных институтов различного уровня позволит обеспечить образовательные потребности многообразных пользователей (предприятий, государственных и военных структур, различных слоев населения) при подключении последних к таким блокам образования, как - "вариативное среднее образование", "профессиональная ориентация и подготовка", "образование взрослых", "экологическая культура", "методологическое образование", "инновационная деятельность" и др.
Инфраструктура организация образования будет способствовать его мобильности, реальной востребованности образования другими сферами, действительно непрерывному образованию личности.
Во-вторых, утверждение коммуникативно-функциональной позиции образования в социуме. Активизация роли образования как самостоятельного социально-культурного института позволяет ему вступать в такое взаимодействие с другими элементами "социальной машины" которое делает его тотально необходимым для остальных сфер (экономики, политики, культуры). Через функциональное определение собственного вклада образования в развитие других отраслей и сфер можно требовать дополнительных инвестиций (финансовых, материальных, интеллектуальных) теперь уже в сфере образования. Заметим, что именно "сферное" строение образования позволяет эффективно организовывать процессы функционирования, обновления и развития образования; оно же напрямую связано с проблемой регионализации образования, т.к. такое образование будет исходить из нужд, истории и перспектив конкретной области и городского округа, учитывать интересы и цели людей, проживающих на данной территории. По сути, "сферное" образование впервые открывает путь к реальным, а не декларативным приоритетам образования. Ими в настоящий момент являются:
1. Обеспечение гарантий доступности образования.
2. Достижение нового качества образования, осуществление компетентного подхода в обучении.
3. Обеспечение социальной поддержки педагогов.
4. Разработка финансово-экономических механизмов развития.
5. Развитие образования как открытой системы с равным распределением роли и ответственности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей.
Сегодня в городском округе "Город Чита" работает 68 дошкольных образовательных учреждений; 53 общеобразовательные школы различных видов; 5 вечерних школ, 1 малое интернатное учреждение, 1 школа - интернат, 2 учебно - производственных комбината, 17 учреждений дополнительного образования.
В 1995 году все образовательные учреждения городского округа получили лицензии на ведение образовательной деятельности сроком на 5 лет. С 1 сентября 2000 г. ведется работа по получению новых лицензий, т.к. срок старых истек.
Дошкольное образование
Изменение социально-экономических условий жизни населения привело к снижению процента охвата детей детскими садами до 48,8 %. Это не только отрицательно сказывается на воспитании детей, их подготовке к школе, но и на состоянии здоровья, охране жизни.
Сложная экологическая обстановка усугубляет проблему состояния здоровья детей. Осложнено положение с обеспечением питанием в дошкольных учреждениях. Дети недополучают фрукты, соки, мясные и молочные продукты, кондитерские изделия. В связи с ростом цен на продукты питания, коммунальные услуги дошкольные учреждения вынуждены повышать родительскую плату. Средняя плата родителей за содержание детей в детских садах составляет 260 рублей в месяц.
Развитие системы дошкольного образование осуществляется через расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых семье. Наиболее распространенными являются: обучение детей иностранному языку, хореографии, изодеятельности.
Охрана здоровья учащихся
Значительное место в работе учреждений образования занимают проблемы охраны здоровья учащихся. Связано это с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Что подтверждается результатами профилактических медицинских осмотров и ростом детской заболеваемости.
Среди заболеваемости на первом месте патология зрения, на втором - нарушение осанки, на третьем - желудочно-кишечные заболевания, на четвертом - заболевания органов дыхания. Говоря о сохранении здоровья в школе, необходимо учитывать отраслевые аспекты, лежащие в основе специфики образования (перегрузки в школе, большие объемы домашних заданий, нарушение тепловых и воздушных режимов, устаревшая школьная мебель, снижение двигательной активности. Среди основных - организация питания школьников (в том числе дома).
В целях совершенствования работы с детьми, имеющие проблемы со здоровьем и обучением продолжает развиваться система коррекционно-развивающего обучения.
Социальная защита детства
Летняя оздоровительная кампания проводится ежегодно. В городском округе сохранена сеть разнообразных видов и типов оздоровительных лагерей (городские лагеря, загородные лагеря). На уровне прошлых лет остались показатели работы загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций.
Обеспечение образовательных учреждений, учебниками, программно-методическими пособиями и учебно-педагогической документацией.
Положение с обеспечением школ городского округа учебниками и литературой, начало ухудшаться в 1992 году и достигло в прошлом году критического положения после окончательного прекращения федерального финансирования издания учебной литературы. Продолжает оставаться нерешенной проблема обеспечения учебного процесса учебно-наглядными пособиями, на которые средства не выделяются с 1995 года.
Общее среднее образование