ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РЕШЕНИЕ

от 22 ноября 2001 года N 332

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2002 - 2006 ГГ."

(в редакции Решений Читинской городской Думы от 27.06.2002 N 137, от 13.03.2003 N 61, Решений Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45, от 22.12.2005 N 220, с изм., внесенными Решением Думы городского округа "Город Чита" от 17.03.2005 N 30)


Рассмотрев представленную администрацией городского округа "Город Чита" муниципальную целевую программу "Развитие образования" городского округа "Город Чита" на 2002-2006 гг., в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 32 Положения "О бюджетном процессе в городе Чите", утвержденного решением Думы городского округа от 13.07.2001, а также в целях сохранения и развития образовательной деятельности системы городского округа, Дума городского округа, решила:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Развитие образования" городского округа "Город Чита" на 2002 - 2006 гг.

2. Администрации городского округа "Город Чита" (А.Д. Михалев) включить муниципальную целевую программу "Развитие образования" на 2002 - 2006 гг. в перечень муниципальных целевых программ, финансируемых из городского бюджета в 2002 году, корректировать суммы расходов на выполнение программы при подготовке проектов бюджетов городского округа "Город Чита" на 2003 - 2005 гг.

3. Контроль за выполнением решения возложить на администрацию городского округа "Город Чита" (А.Д.Михалев) и постоянную комиссию по социальным вопросам и развитию местного самоуправления Думы городского округа (Н.П.Назаров).

4. Опубликовать настоящее решение в газете "Читинское обозрение".

Председатель
Думы городского округа
"Город Чита"
В.И.ЖУКОВ






Утверждена
Решением
Думы городского округа
"Город Чита"
от 22 ноября 2001 года N 332

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2002 - 2006 ГГ.

(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 22.12.2005 N 220)

Паспорт программы

(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 22.12.2005 N 220)

 ┌═════════════════════┬═════════════════════════════════════════‰
 │    Наименование     │         "Развитие образования"          │
 │     программы       │             на 2002-2006 гг.            │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Наименование, номер и│                                         │
 │дата принятия решения│                                         │
 │о разработке програм-│                                         │
 │мы                   │                                         │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Заказчик             │Администрация городского округа "Город   │
 │                     │Чита"                                    │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Разработчик          │комитет образования Администрации городс-│
 │                     │кого округа "Город Чита"                 │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Исполнитель и        │комитет образования Администрации городс-│
 │исполнители          │кого округа "Город Чита"                 │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Основные программные │В перечень основных мероприятий входят   │
 │мероприятия          │комплексные мероприятия, обеспечивающие  │
 │                     │реализацию основных направлений развития │
 │                     │образования городского округа            │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Важнейшие целевые    │Развитие образовательной системы городс- │
 │показатели           │кого округа в интересах формирования тво-│
 │                     │рческой личности, как важнейшего фактора │
 │                     │экономического и социального развития    │
 │                     │городского округа                        │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Ожидаемые конечные   │Реализация предлагаемых мероприятий будет│
 │результаты программы │способствовать сохранению и развитию сети│
 │                     │образовательных учреждений городского    │
 │                     │округа                                   │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Сроки реализации     │2002-2006 гг.                            │
 │программы            │                                         │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Система контроля за  │Контроль осуществляется комитетом образо-│
 │исполнением программы│вания Администрации городского округа    │
 │                     │"Город Чита"                             │
 ├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
 │Объемы и источники   │Всего по программе:                      │
 │финансирования       │2002 г. - 1700 тыс. руб.                 │
 │                     │2003 г. - 4410 тыс. руб.                 │
 │                     │2004 г. - 6862 тыс. руб.                 │
 │                     │2005 г. -    0 тыс. руб.                 │
 │                     │2006 г. - 3400 тыс. руб.                 │
 │                     │в том числе:                             │
 │                     │из бюджета городского округа:            │
 │                     │2002 г. - 1500 тыс. руб.                 │
 │                     │2003 г. - 3500 тыс. руб.                 │
 │                     │2004 г. - 5020 тыс. руб.                 │
 │                     │2005 г. -    0 тыс. руб.                 │
 │                     │2006 г. - 3000 тыс. руб.                 │
 │                     │из бюджета области:                      │
 │                     │2002 г. -  200 тыс. руб.                 │
 │                     │2003 г. -  910 тыс. руб.                 │
 │                     │2004 г. - 1842 тыс. руб.                 │
 │                     │2005 г. -    0 тыс. руб.                 │
 │                     │2006 г. -  400 тыс. руб.                 │
 │(в ред. Решения Читинской городской Думы от 22.12.2005 N 220   │
 └═════════════════════┴═════════════════════════════════════════…

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Развитие общества находится в непосредственной и тесной связи с развитием образования. Целью создания данной программы является разработка нормативно-правовых, научно-методических, финансово-экономических, кадровых условий развития всей образовательной системы и каждого учреждения в отдельности.

Чита, как и любая другая большая или малая часть современной России, определяет в качестве высшей цели образования становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействие с людьми, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.

Место образования в государственной политике исключительно и уникально. Сегодня лишь образование оказывается тем главным и единственным социальным институтом, который воплощает основные ценности и цели развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений и идеалов больших масс людей образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры общественного развития. В то же время существующая система образования продолжает рассматриваться структурами государственной власти как самостоятельная отрасль в ряду других отраслей народного хозяйства, продолжает строиться по ведомственному принципу с жестким централизованным определением содержания обучения, номенклатуры учебных заведений, их однозначной подконтрольностью административным органам, что приводит на фоне социально-политических изменений к структурным деформациям самой системы, потере качества образования, его обесцениванию.

Очевидно, что в подобной ситуации право граждан на полноценное образование не может быть гарантировано декларативными призывами и даже соответствующими законами, но должно быть обеспечено ясной и хорошо аргументированной образовательной политикой, гибким управлением культурно-образовательными процессами, фундаментальными научными разработками, специальной экспертно-прогностической службой по оценке политических последствий государственных решений в гуманитарной сфере. Происходящая в настоящее время кардинальная смена парадигмы российского образования, накопленный опыт реформирования самой системы (проектирование новых образовательных институтов, содержания и технологий образования, отработка и запуск процессов его регионализации) позволяет считать, что расширение масштаба и оптимизация подобной работы требуют серьезного многопрофильного обеспечение и концентрации интеллектуальных сил разной профессиональной ориентации в рамках комплексных научно-практических программ обновления и развития образования.

Важно разграничить понятия "системы образования" (как сети муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием) и "сферы образования" (как совокупности культурных процессов и механизмов управления ими). Задача формирования сферы образования предполагает одновременное осуществление двух взаимодополняющих процессов.

Во-первых, организацию образования как инфраструктуры. Ассоциирование и кооперация деятельности образовательных институтов различного уровня позволит обеспечить образовательные потребности многообразных пользователей (предприятий, государственных и военных структур, различных слоев населения) при подключении последних к таким блокам образования, как - "вариативное среднее образование", "профессиональная ориентация и подготовка", "образование взрослых", "экологическая культура", "методологическое образование", "инновационная деятельность" и др.

Инфраструктура организация образования будет способствовать его мобильности, реальной востребованности образования другими сферами, действительно непрерывному образованию личности.

Во-вторых, утверждение коммуникативно-функциональной позиции образования в социуме. Активизация роли образования как самостоятельного социально-культурного института позволяет ему вступать в такое взаимодействие с другими элементами "социальной машины" которое делает его тотально необходимым для остальных сфер (экономики, политики, культуры). Через функциональное определение собственного вклада образования в развитие других отраслей и сфер можно требовать дополнительных инвестиций (финансовых, материальных, интеллектуальных) теперь уже в сфере образования. Заметим, что именно "сферное" строение образования позволяет эффективно организовывать процессы функционирования, обновления и развития образования; оно же напрямую связано с проблемой регионализации образования, т.к. такое образование будет исходить из нужд, истории и перспектив конкретной области и городского округа, учитывать интересы и цели людей, проживающих на данной территории. По сути, "сферное" образование впервые открывает путь к реальным, а не декларативным приоритетам образования. Ими в настоящий момент являются:

1. Обеспечение гарантий доступности образования.

2. Достижение нового качества образования, осуществление компетентного подхода в обучении.

3. Обеспечение социальной поддержки педагогов.

4. Разработка финансово-экономических механизмов развития.

5. Развитие образования как открытой системы с равным распределением роли и ответственности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей.

Сегодня в городском округе "Город Чита" работает 68 дошкольных образовательных учреждений; 53 общеобразовательные школы различных видов; 5 вечерних школ, 1 малое интернатное учреждение, 1 школа - интернат, 2 учебно - производственных комбината, 17 учреждений дополнительного образования.

В 1995 году все образовательные учреждения городского округа получили лицензии на ведение образовательной деятельности сроком на 5 лет. С 1 сентября 2000 г. ведется работа по получению новых лицензий, т.к. срок старых истек.

Дошкольное образование

Изменение социально-экономических условий жизни населения привело к снижению процента охвата детей детскими садами до 48,8 %. Это не только отрицательно сказывается на воспитании детей, их подготовке к школе, но и на состоянии здоровья, охране жизни.

Сложная экологическая обстановка усугубляет проблему состояния здоровья детей. Осложнено положение с обеспечением питанием в дошкольных учреждениях. Дети недополучают фрукты, соки, мясные и молочные продукты, кондитерские изделия. В связи с ростом цен на продукты питания, коммунальные услуги дошкольные учреждения вынуждены повышать родительскую плату. Средняя плата родителей за содержание детей в детских садах составляет 260 рублей в месяц.

Развитие системы дошкольного образование осуществляется через расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых семье. Наиболее распространенными являются: обучение детей иностранному языку, хореографии, изодеятельности.

Охрана здоровья учащихся

Значительное место в работе учреждений образования занимают проблемы охраны здоровья учащихся. Связано это с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Что подтверждается результатами профилактических медицинских осмотров и ростом детской заболеваемости.

Среди заболеваемости на первом месте патология зрения, на втором - нарушение осанки, на третьем - желудочно-кишечные заболевания, на четвертом - заболевания органов дыхания. Говоря о сохранении здоровья в школе, необходимо учитывать отраслевые аспекты, лежащие в основе специфики образования (перегрузки в школе, большие объемы домашних заданий, нарушение тепловых и воздушных режимов, устаревшая школьная мебель, снижение двигательной активности. Среди основных - организация питания школьников (в том числе дома).

В целях совершенствования работы с детьми, имеющие проблемы со здоровьем и обучением продолжает развиваться система коррекционно-развивающего обучения.

Социальная защита детства

Летняя оздоровительная кампания проводится ежегодно. В городском округе сохранена сеть разнообразных видов и типов оздоровительных лагерей (городские лагеря, загородные лагеря). На уровне прошлых лет остались показатели работы загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций.

Обеспечение образовательных учреждений, учебниками, программно-методическими пособиями и учебно-педагогической документацией.

Положение с обеспечением школ городского округа учебниками и литературой, начало ухудшаться в 1992 году и достигло в прошлом году критического положения после окончательного прекращения федерального финансирования издания учебной литературы. Продолжает оставаться нерешенной проблема обеспечения учебного процесса учебно-наглядными пособиями, на которые средства не выделяются с 1995 года.

Общее среднее образование

Стратегическим направлением образовательной политики остается курс на создание условий для обучения с учетом особенностей, способностей, познавательных интересов и профессиональных намерений, специфики физического и психического развития учащихся.

В этих целях продолжается совершенствование и развитие сети образовательных учреждений на муниципальном уровне. В городском округе работают: 1 гимназия, 3 лицея, 2 негосударственных образовательных учреждения, 5 вечерних школ, центров образования молодежи - 2.

Для решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования открыто 2 учреждения типа "начальная школа - детский сад", на базе 9 детских садов открыты школьные классы.

В школах реализуется базисный учебный план, вариативная часть которого представляет широкие возможности для осуществления индивидуального и дифференцированного обучения. Педагогическими коллективами поддержана практика реализации региональных учебных планов.

90% школ включили в учебные планы спецкурсы, факультативы, предметы, рекомендованные в качестве регионального компонента содержания образования (по экологии, валеологии, экономике, культурно-историческому населению).

В целях обновления содержания гуманитарного образования в школьный компонент учебных планов образовательных учреждений включены: мировая художественная литература, психология общения, иностранный язык и др. Процесс гуманитаризации не форсируется, но приобретает все большую актуальность в развитии личности школьника в условиях инновационно-поисковой работы образовательной школы. Открытие классов с углубленным изучением предметов в школах городского округа создает перспективу роста учителя и ученика.

Вместе с тем, следует отметить, что в практике обучения очевидны сегодня негативные явления. Они проявляются в следующем:

- введение в учебные планы учебных предметов, ориентированных на модные веяния, не связанные ни с общеобразовательной подготовкой, ни с углубленным изучением предметов;

- перенос в сферу дополнительных образовательных услуг ряда курсов, которые следовало бы изучать за счет учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом;

- остаются невостребованными некоторые учебники федерального комплекта, тогда как учителя требуют приобретения каких-то особых учебников;

За последние годы в системе образования наметились робкие попытки создания альтернативной системы обучения, дополнительные платные образовательные услуги. Среди такого рода услуг немалое место занимают воскресные школы по подготовке детей к школе, к поступлению в ВУЗЫ, факультативы, кружки по интересам и по желанию учащихся с привлечением специалистов ВУЗОВ, центров творчества, театров, музыкальных школ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»