РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2001 года N 332
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2002 - 2006 ГГ."
(в редакции Решений Читинской городской Думы от 27.06.2002 N 137, от 13.03.2003 N 61, Решений Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45, от 22.12.2005 N 220, с изм., внесенными Решением Думы городского округа "Город Чита" от 17.03.2005 N 30)
Рассмотрев представленную администрацией городского округа "Город Чита" муниципальную целевую программу "Развитие образования" городского округа "Город Чита" на 2002-2006 гг., в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 32 Положения "О бюджетном процессе в городе Чите", утвержденного решением Думы городского округа от 13.07.2001, а также в целях сохранения и развития образовательной деятельности системы городского округа, Дума городского округа, решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Развитие образования" городского округа "Город Чита" на 2002 - 2006 гг.
2. Администрации городского округа "Город Чита" (А.Д. Михалев) включить муниципальную целевую программу "Развитие образования" на 2002 - 2006 гг. в перечень муниципальных целевых программ, финансируемых из городского бюджета в 2002 году, корректировать суммы расходов на выполнение программы при подготовке проектов бюджетов городского округа "Город Чита" на 2003 - 2005 гг.
3. Контроль за выполнением решения возложить на администрацию городского округа "Город Чита" (А.Д.Михалев) и постоянную комиссию по социальным вопросам и развитию местного самоуправления Думы городского округа (Н.П.Назаров).
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Читинское обозрение".
Председатель
Думы городского округа
"Город Чита"
В.И.ЖУКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2002 - 2006 ГГ.
(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 22.12.2005 N 220)
(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 22.12.2005 N 220)
┌═════════════════════┬═════════════════════════════════════════‰
│ Наименование │ "Развитие образования" │
│ программы │ на 2002-2006 гг. │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Наименование, номер и│ │
│дата принятия решения│ │
│о разработке програм-│ │
│мы │ │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Заказчик │Администрация городского округа "Город │
│ │Чита" │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │комитет образования Администрации городс-│
│ │кого округа "Город Чита" │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Исполнитель и │комитет образования Администрации городс-│
│исполнители │кого округа "Город Чита" │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Основные программные │В перечень основных мероприятий входят │
│мероприятия │комплексные мероприятия, обеспечивающие │
│ │реализацию основных направлений развития │
│ │образования городского округа │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Важнейшие целевые │Развитие образовательной системы городс- │
│показатели │кого округа в интересах формирования тво-│
│ │рческой личности, как важнейшего фактора │
│ │экономического и социального развития │
│ │городского округа │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │Реализация предлагаемых мероприятий будет│
│результаты программы │способствовать сохранению и развитию сети│
│ │образовательных учреждений городского │
│ │округа │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2002-2006 гг. │
│программы │ │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Система контроля за │Контроль осуществляется комитетом образо-│
│исполнением программы│вания Администрации городского округа │
│ │"Город Чита" │
├═════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Всего по программе: │
│финансирования │2002 г. - 1700 тыс. руб. │
│ │2003 г. - 4410 тыс. руб. │
│ │2004 г. - 6862 тыс. руб. │
│ │2005 г. - 0 тыс. руб. │
│ │2006 г. - 3400 тыс. руб. │
│ │в том числе: │
│ │из бюджета городского округа: │
│ │2002 г. - 1500 тыс. руб. │
│ │2003 г. - 3500 тыс. руб. │
│ │2004 г. - 5020 тыс. руб. │
│ │2005 г. - 0 тыс. руб. │
│ │2006 г. - 3000 тыс. руб. │
│ │из бюджета области: │
│ │2002 г. - 200 тыс. руб. │
│ │2003 г. - 910 тыс. руб. │
│ │2004 г. - 1842 тыс. руб. │
│ │2005 г. - 0 тыс. руб. │
│ │2006 г. - 400 тыс. руб. │
│(в ред. Решения Читинской городской Думы от 22.12.2005 N 220 │
└═════════════════════┴═════════════════════════════════════════…
Развитие общества находится в непосредственной и тесной связи с развитием образования. Целью создания данной программы является разработка нормативно-правовых, научно-методических, финансово-экономических, кадровых условий развития всей образовательной системы и каждого учреждения в отдельности.
Чита, как и любая другая большая или малая часть современной России, определяет в качестве высшей цели образования становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействие с людьми, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.
Место образования в государственной политике исключительно и уникально. Сегодня лишь образование оказывается тем главным и единственным социальным институтом, который воплощает основные ценности и цели развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений и идеалов больших масс людей образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры общественного развития. В то же время существующая система образования продолжает рассматриваться структурами государственной власти как самостоятельная отрасль в ряду других отраслей народного хозяйства, продолжает строиться по ведомственному принципу с жестким централизованным определением содержания обучения, номенклатуры учебных заведений, их однозначной подконтрольностью административным органам, что приводит на фоне социально-политических изменений к структурным деформациям самой системы, потере качества образования, его обесцениванию.
Очевидно, что в подобной ситуации право граждан на полноценное образование не может быть гарантировано декларативными призывами и даже соответствующими законами, но должно быть обеспечено ясной и хорошо аргументированной образовательной политикой, гибким управлением культурно-образовательными процессами, фундаментальными научными разработками, специальной экспертно-прогностической службой по оценке политических последствий государственных решений в гуманитарной сфере. Происходящая в настоящее время кардинальная смена парадигмы российского образования, накопленный опыт реформирования самой системы (проектирование новых образовательных институтов, содержания и технологий образования, отработка и запуск процессов его регионализации) позволяет считать, что расширение масштаба и оптимизация подобной работы требуют серьезного многопрофильного обеспечение и концентрации интеллектуальных сил разной профессиональной ориентации в рамках комплексных научно-практических программ обновления и развития образования.
Важно разграничить понятия "системы образования" (как сети муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием) и "сферы образования" (как совокупности культурных процессов и механизмов управления ими). Задача формирования сферы образования предполагает одновременное осуществление двух взаимодополняющих процессов.
Во-первых, организацию образования как инфраструктуры. Ассоциирование и кооперация деятельности образовательных институтов различного уровня позволит обеспечить образовательные потребности многообразных пользователей (предприятий, государственных и военных структур, различных слоев населения) при подключении последних к таким блокам образования, как - "вариативное среднее образование", "профессиональная ориентация и подготовка", "образование взрослых", "экологическая культура", "методологическое образование", "инновационная деятельность" и др.
Инфраструктура организация образования будет способствовать его мобильности, реальной востребованности образования другими сферами, действительно непрерывному образованию личности.
Во-вторых, утверждение коммуникативно-функциональной позиции образования в социуме. Активизация роли образования как самостоятельного социально-культурного института позволяет ему вступать в такое взаимодействие с другими элементами "социальной машины" которое делает его тотально необходимым для остальных сфер (экономики, политики, культуры). Через функциональное определение собственного вклада образования в развитие других отраслей и сфер можно требовать дополнительных инвестиций (финансовых, материальных, интеллектуальных) теперь уже в сфере образования. Заметим, что именно "сферное" строение образования позволяет эффективно организовывать процессы функционирования, обновления и развития образования; оно же напрямую связано с проблемой регионализации образования, т.к. такое образование будет исходить из нужд, истории и перспектив конкретной области и городского округа, учитывать интересы и цели людей, проживающих на данной территории. По сути, "сферное" образование впервые открывает путь к реальным, а не декларативным приоритетам образования. Ими в настоящий момент являются:
1. Обеспечение гарантий доступности образования.
2. Достижение нового качества образования, осуществление компетентного подхода в обучении.
3. Обеспечение социальной поддержки педагогов.
4. Разработка финансово-экономических механизмов развития.
5. Развитие образования как открытой системы с равным распределением роли и ответственности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей.
Сегодня в городском округе "Город Чита" работает 68 дошкольных образовательных учреждений; 53 общеобразовательные школы различных видов; 5 вечерних школ, 1 малое интернатное учреждение, 1 школа - интернат, 2 учебно - производственных комбината, 17 учреждений дополнительного образования.
В 1995 году все образовательные учреждения городского округа получили лицензии на ведение образовательной деятельности сроком на 5 лет. С 1 сентября 2000 г. ведется работа по получению новых лицензий, т.к. срок старых истек.
Дошкольное образование
Изменение социально-экономических условий жизни населения привело к снижению процента охвата детей детскими садами до 48,8 %. Это не только отрицательно сказывается на воспитании детей, их подготовке к школе, но и на состоянии здоровья, охране жизни.
Сложная экологическая обстановка усугубляет проблему состояния здоровья детей. Осложнено положение с обеспечением питанием в дошкольных учреждениях. Дети недополучают фрукты, соки, мясные и молочные продукты, кондитерские изделия. В связи с ростом цен на продукты питания, коммунальные услуги дошкольные учреждения вынуждены повышать родительскую плату. Средняя плата родителей за содержание детей в детских садах составляет 260 рублей в месяц.
Развитие системы дошкольного образование осуществляется через расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых семье. Наиболее распространенными являются: обучение детей иностранному языку, хореографии, изодеятельности.
Охрана здоровья учащихся
Значительное место в работе учреждений образования занимают проблемы охраны здоровья учащихся. Связано это с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Что подтверждается результатами профилактических медицинских осмотров и ростом детской заболеваемости.
Среди заболеваемости на первом месте патология зрения, на втором - нарушение осанки, на третьем - желудочно-кишечные заболевания, на четвертом - заболевания органов дыхания. Говоря о сохранении здоровья в школе, необходимо учитывать отраслевые аспекты, лежащие в основе специфики образования (перегрузки в школе, большие объемы домашних заданий, нарушение тепловых и воздушных режимов, устаревшая школьная мебель, снижение двигательной активности. Среди основных - организация питания школьников (в том числе дома).
В целях совершенствования работы с детьми, имеющие проблемы со здоровьем и обучением продолжает развиваться система коррекционно-развивающего обучения.
Социальная защита детства
Летняя оздоровительная кампания проводится ежегодно. В городском округе сохранена сеть разнообразных видов и типов оздоровительных лагерей (городские лагеря, загородные лагеря). На уровне прошлых лет остались показатели работы загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций.
Обеспечение образовательных учреждений, учебниками, программно-методическими пособиями и учебно-педагогической документацией.
Положение с обеспечением школ городского округа учебниками и литературой, начало ухудшаться в 1992 году и достигло в прошлом году критического положения после окончательного прекращения федерального финансирования издания учебной литературы. Продолжает оставаться нерешенной проблема обеспечения учебного процесса учебно-наглядными пособиями, на которые средства не выделяются с 1995 года.
Общее среднее образование
Стратегическим направлением образовательной политики остается курс на создание условий для обучения с учетом особенностей, способностей, познавательных интересов и профессиональных намерений, специфики физического и психического развития учащихся.
В этих целях продолжается совершенствование и развитие сети образовательных учреждений на муниципальном уровне. В городском округе работают: 1 гимназия, 3 лицея, 2 негосударственных образовательных учреждения, 5 вечерних школ, центров образования молодежи - 2.
Для решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования открыто 2 учреждения типа "начальная школа - детский сад", на базе 9 детских садов открыты школьные классы.
В школах реализуется базисный учебный план, вариативная часть которого представляет широкие возможности для осуществления индивидуального и дифференцированного обучения. Педагогическими коллективами поддержана практика реализации региональных учебных планов.
90% школ включили в учебные планы спецкурсы, факультативы, предметы, рекомендованные в качестве регионального компонента содержания образования (по экологии, валеологии, экономике, культурно-историческому населению).
В целях обновления содержания гуманитарного образования в школьный компонент учебных планов образовательных учреждений включены: мировая художественная литература, психология общения, иностранный язык и др. Процесс гуманитаризации не форсируется, но приобретает все большую актуальность в развитии личности школьника в условиях инновационно-поисковой работы образовательной школы. Открытие классов с углубленным изучением предметов в школах городского округа создает перспективу роста учителя и ученика.
Вместе с тем, следует отметить, что в практике обучения очевидны сегодня негативные явления. Они проявляются в следующем:
- введение в учебные планы учебных предметов, ориентированных на модные веяния, не связанные ни с общеобразовательной подготовкой, ни с углубленным изучением предметов;
- перенос в сферу дополнительных образовательных услуг ряда курсов, которые следовало бы изучать за счет учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом;
- остаются невостребованными некоторые учебники федерального комплекта, тогда как учителя требуют приобретения каких-то особых учебников;
За последние годы в системе образования наметились робкие попытки создания альтернативной системы обучения, дополнительные платные образовательные услуги. Среди такого рода услуг немалое место занимают воскресные школы по подготовке детей к школе, к поступлению в ВУЗЫ, факультативы, кружки по интересам и по желанию учащихся с привлечением специалистов ВУЗОВ, центров творчества, театров, музыкальных школ.