ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РЕШЕНИЕ

от 5 сентября 2002 года N 169

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ" НА 2003-2010 ГОДЫ

(в редакции Решений Читинской городской Думы от 14.10.2004 N 182, от 23.12.2004 N 248, в редакции Решения Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45, с изм., внесенными Решением Думы городского округа "Город Чита" от 17.03.2005 N 30)


(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45)

Рассмотрев представленную администрацией городского округа "Город Чита" муниципальную целевую программу "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы, разработанную на основании постановления главы администрации городского округа "Город Чита" N 764 от 14.05.2002 "О разработке муниципальной целевой программы "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы, руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 30, 32 Положения "О бюджетном процессе в городе Чите", принятого решением Думы городского округа N 60 от 14.03.2002, в целях повышения эффективности профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков через социально-правовую охрану и защиту, медико-психолого-педагогическую поддержку, коррекцию и реабилитацию детей и семей "группы риска" Читинская городская Дума решила:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы.

2. Администрации городского округа "Город Чита" (А.Д. Михалёв) включить муниципальную целевую программу "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы в перечень муниципальных целевых программ, финансируемых из бюджета города в 2003 году, корректировать суммы расходов на выполнение программы при подготовке проектов бюджетов города на 2004-2010 годы.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на администрацию городского округа "Город Чита" (А.Д. Михалёв) и постоянную комиссию городской Думы по социальным вопросам и развитию местного самоуправления (О.В. Кузнецов).

4. Опубликовать настоящее решение в газете "Читинское обозрение".

Председатель
Думы городского округа
"Город Чита"
В.И.ЖУКОВ






Утвержден
Решением
Думы городского округа
от 5 сентября 2002 года N 169

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА 2003-2010 ГОДЫ"

(в ред. Решений Читинской городской Думы от 14.10.2004 N 182, от 23.12.2004 N 248, в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45, с изм., внесенными Решением Думы городского округа "Город Чита" от 17.03.2005 N 30)

 Наименование

 программы   

Муниципальная целевая программа "Профилактика со-

циальной дезадаптации у подростков на 2003-2010

годы".                                           

Дата принятия

решения о раз-

работке прог-

раммы         

Постановление главы Администрации городского ок-

руга "Город Чита" 764 от 14.05.2002 "О разработке

муниципальной целевой программы "Профилактика со-

циальной дезадаптации у подростков на 2003-2010

годы".                                           

Дата утвержде-

ния программы

Решение Думы городского округа N 169 от 5 сен-

тября 2002 года "Об утверждении муниципальной це-

левой программы "Профилактика социальной дезадап-

тации у подростков на 2003-2010 годы".           

Заказчик

программы     

Администрация городского округа "Город Чита"     

Основные раз-

работчики

программы     

Городской центр социально-психологической помощи

семье и детям "Доверие"                          

Цель и задачи

программы     

Повышение эффективности профилактики дезадаптив-

ного поведения у детей и подростков через социа-

льно-правовую охрану и защиту, медико-психолого-

педагогическую поддержку, коррекцию и реабилита-

цию детей и семей "группы риска".                

Сроки и этапы

реализации

программы     

Программа является долгосрочной и осуществляется

с 2000 года в три этапа:

Первый этап 2000-2002 годы;

Второй этап 2003-2005 годы;

Третий этап 2005-2010 годы;                      

Перечень под-

программы и

основных ме-

роприятий

программы     

Создание филиала Городского центра социально-

психологической помощи семье и детям "Доверие" по

оказанию комплексной адресной помощи подросткам

городского округа "Город Чита" с признаками со-

циальной дезадаптации позволит:

1. Оказать помощь в решении актуальных проблем

подростка, связанных с трудностями в обучении,

отклонениями в их поведении, общении, формирова-

нии личностной позиции:

- индивидуальное консультирование (психолог, пси-

хотерапевт, психоневролог, гинеколог, венеролог,

сексолог, нарколог, юрист);

- тренинги и групповые занятия;

- тренинги личностного роста;

- репетиторство;

- профориентация;

- группа коррекции школьной дезадаптации.

2. Организовать деятельность подростков, нацелен-

ную на развитие и становление его профессиональ-

ной личности, на формирование психологической го-

товности к самоопределению, к созидательной жизни

в обществе:

- кабинет профдиагностики и профконсультирования;

- учебно-производственные мастерские (столярный

цех, рабочее место парикмахера, швейно-вязальный

цех, мини-пекарня, детское кафе);

- школа правовых знаний;

- клубы по интересам;

- дискуссионные клубы;

- школа выживания;

- творческие мастерские.

3. Применить и внедрить программы по формированию

социально успешного поведения и готовности к се-

мейной жизни у подростка:

- Молодежный клуб "Карусель";

- Школа для подростков "Чему не учат в школе";

- Подростковый клуб "Да - здоровому образу

жизни";

- Группы здоровья.

Авторские программы:

- "Семья без наркотиков";

- "Детство без насилия";

- "Родительская академия".

4. Создать методический кабинет с целью разработ-

ки инновационных социально-психологических мето-

дов и приемов формирования социально успешного

поведения у подростков.

5. Организовать методическую подготовку и пере-

подготовку и переподготовку специалистов, рабо-

тающих с подростками и их семьями:

- семинары;

- тренинги;

- курсы повышения квалификации;

- стажировки.

6. Разработать новые психокоррекционные, профи-

лактические и реабилитационные программы с испо-

льзованием интерактивных средств обучения.       

Исполнители

подпрограммы и

основных ме-

роприятий

программы     

Городской центр социально-психологической помощи

семье и детям "Доверие"                          

Объемы и ис-

точники финан-

сирования

программы     

Федеральный бюджет - 890 тыс. рублей;

Городской бюджет - 794,0 тыс. рублей;

Областной бюджет - 830,0 тыс. рублей;            

Система орга-

низации конт-

роля за испол-

нением прог-

раммы         

Организации работы по выполнению программы и

контроль за ее реализацией осуществляется :

Текущий контроль - заместитель главы Администра-

ции городского округа "Город Чита" по социальным

вопросам, Управление экономики, промышленности,

малого бизнеса и инвестиций;

Финансовый контроль - комитет по финансам адми-

нистрации городского округа "Город Чита"         

Ожидаемые ре-

зультаты реа-

лизации прог-

раммы         

Создание филиала Городского центра социально -

психологической помощи семье и детям "Доверие" по

оказанию комплексной адресной помощи подросткам

городского округа "Город Чита" с признаками со-

циальной дезадаптации, что позволит:

1. Создать эффективную систему мониторинга и ме-

ханизмов выработки мер по своевременному оказанию

социально-правовой, медико-психолого-педагогичес-

кой помощи подросткам с признаками социальной де-

задаптации и их семьям (индивидуальное консульти-

рование психолога, психотерапевта, психоневроло-

га, гинеколога, венеролога, сексолога, нарколога,

юриста; психокоррекционные группы и др).

2. Создать условия для развития навыков профес-

сионального самоопределения (кабинет профдиагнос-

тики и профконсультирования, столярный цех, па-

рикмахерская, швейно-вязальный цех, мини-пекарня,

детское кафе, школа правовых знаний, клубы по

интересам), социальной адаптации подростка и го-

товности к семейной жизни.

3. Создать научно-методическую базу с целью внед-

рения в практику методов и средств развития навы-

ков реалистичности, оптимистичного отношения к

перспективам и достижениям в жизни на основе фор-

мирования социально успешного поведения у под-

ростков (методический кабинет, авторские програм-

мы, библиотека, семинары и стажировки для специа-

листов, работающих с детьми, тиражирование мето-

дических материалов).

4. Создать условия для реализации принципа "Здо-

ровая семья - стабильное общество" (клубы: "Кару-

сель", "Чему не учат в школе", "Да - здоровому

образу жизни".                                   






Приложение
к Решению
Думы городского округа
от 5 сентября 2002 года N 169

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ" НА 2003-2010 ГОДЫ


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В последнее время наша страна вступила на путь последовательного формирования государственной политики в области охраны материнства и детства, как реальной основы социальной защищенности женщин и детей, фактора построения гражданского общества.

Принимаются важнейшие законы, правительственные документы.

Формируются целевые программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Безопасное материнство" и другие.

Однако, ухудшение социально-экономического положения части семей привело к ряду негативных явлений. Среди целого ряда проблем, порождаемых детским неблагополучием, наиболее значимые - профилактика дезадаптивного поведения несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к современным условиям жизни.

К числу неблагоприятных тенденций, характерных для современного общества в целом, способствующих возникновению социально-психологических отклонений в поведении детей, росту их дезадаптации, можно отнести следующие:

- рост числа граждан, лишенных родительских прав (за последние пять лет увеличилось в 3 раза - с 11 тыс. до 35 тыс.), что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних.

- увеличение количества разводов. Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне брака (около 23% общей численности всех рожденных).

- массовые нарушения прав детей. Только в 1997 г. органами прокурорского надзора выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений.

- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков. Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них характерны низкая успеваемость и систематические пропуски занятий, многие остаются на второй год или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать школу. За последние пять лет число подростков, больных наркоманией, выросло в 7 раз. Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, возросло за последние пять лет - в 2,8 раза.

- омоложение преступности. Каждое третье уголовное деяние совершается детьми в возрасте 8-14 лет. За последние пять лет по Читинской области количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 17%. По данным Госкомстата России по состоянию на 1 января 1998 г. в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних состояло на учете 432,5 тыс. подростков, что на 1,4% больше, чем в 1996 г., среди них ранее судимых - 16,1% (69,5 тыс. человек).

- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию (40% из числа совершивших преступления), увеличение преступности среди девочек подросткового возраста;

- рост венерических заболеваний среди социально дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. По данным социальных служб, только 75% претерпевших насилие обращаются в правоохранительные органы, реальное же количество случаев сексуального насилия в десятки раз превышает статистические данные, поскольку очень многие посягательства остаются "тайной" детей. Они калечат их психику, негативно отражаются на дальнейшем развитии личности, приводят к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни.

- возрастание числа суицидов в детской среде. Их причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью. Читинская область занимает одно из первых мест по количеству совершенных суицидов среди детей.

- снижение образовательного уровня подростков, состоящих на учете в ОВД. В 1997 г. почти каждый третий из них имел лишь начальное образование, а около 10 тыс. не имели даже его. Лишь 70,5% состоящих на учете подростков школьного возраста продолжали обучение в общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Резко увеличилось число 14-15-летних подростков, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их численность достигает 2 млн. человек, причем если два года назад из образовательных учреждений отчислялись 10-13-летние дети, то в 1997 г. уже встречаются случаи отчислений 7-8-летних учащихся 1-го класса. Низкий образовательный уровень несовершеннолетних и отсутствие у них профессиональных навыков привели к тому, что численность работающих подростков среди состоящих на учете в ОВД сократилась по сравнению с 1996 г. на 19,1% и составила лишь 35,1 тыс. человек, а численность неработающих и не учащихся подростков - участников преступлений возросла на 10,4% и достигла 47,7 тыс. человек.

- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей. Каждый десятый подросток, состоящий на учете в органах милиции, имеет психические отклонения (всего 42 тыс. подростков).

Наряду с этими объективными факторами, имеющими политико-экономическую природу, следует отметить субъективные, носящие преимущественно психологический и педагогический характер.

- исследования показывают, что у абсолютного большинства детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении, принятии и любви. Она входит в пятерку базовых наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, "выталкивает" его на улицу. Подросток испытывает трудности при взаимодействии с другими значимыми взрослыми, как милиционеры и учителя. Ниже приведены некоторые факты, касающиеся особенностей отношения подростков к работникам милиции и к учителям, полученные в результате исследований санкт-петербургскими социологами.

Портрет сотрудника милиции в представлении молодежи сложился следующим образом (приводятся наиболее часто употребляемые характеристики): жесткий, агрессивный, подозрительный, властный, недоверчивый, озлобленный, бездушный, несправедливый, равнодушный. На базе такого общего представления о работнике милиции реальное общение подростка с конкретным представителем, например, из отдела по профилактике преступности несовершеннолетних будет чрезвычайно затруднено.

К сожалению, приходится констатировать, что образ учителя в сознании подростков также не отличается большим позитивным потенциалом: ворчливый, ответственный, несправедливый, властный, аккуратный, двуличный, дисциплинированный, слабовольный, мудрый, агрессивный, злопамятный.

- для подросткового возраста является характерной реакция эмансипации. Этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавление от опеки. Эту свободу или иллюзию свободы дает улица. Данные исследований, проведенных в нескольких странах Европы и России, по критерию "с кем предпочитаешь проводить свободное время" показывает, что всегда на первом месте оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители занимают самое последнее, иногда даже после учителей. Однако те же исследования, проведенные в Германии и в России, свидетельствуют, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка оказывается мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. Это общая и естественная тенденция поведения в подростковом возрасте. Проблема же заключается в том, что многие дети не имеют таких нормальных семейных отношений и таких нормальных родителей, к которым они могли бы обратиться в подобных ситуациях.

- Психологическая и педагогическая неграмотность родителей в вопросах воспитания детей, противоречивость в подходах к воспитанию в семье, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой ведет к увеличению количества детей и подростков с явно выраженными признаками социальной и психологической дезадаптации. По данным комиссии по делам несовершеннолетних Читинской области, 60% среди функционально несостоятельных семей составляют семьи, где хронически обострены отношения супругов, и семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей и неправильным стилем детско-родительских отношений.

Проблема социальной дезадаптации - это комплексная социальная проблема. Подростки с признаками социальной дезадаптации нуждаются в разнообразной помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для таких детей в Санкт-Петербурге показывают: 80% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны различных социально-психологических служб, в том числе и юридических, и примерно 50% - в услугах врача (нарколог, гинеколог, венеролог, психоневролог).

Приоритетным направлением в работе с дезадаптивными подростками является система профилактических и предупреждающих мероприятий. Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям "группы риска".

В настоящее время в городе Чите нет такого специализированного учреждения.

Городской центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" оказывает всестороннюю социально-психологическую помощь различным категориям жителей города, в том числе и подросткам. Работа с детьми в Центре осуществляется по профилактико-реабилитационной программе для подростков с признаками социальной дезадаптации "Сталкер", которая в 2000 году отмечена дипломом Федерального конкурса на лучшую программу. Благодаря этому с 2001 года городской центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" финансируется целевой Федеральной программой "Развитие социального обслуживания семьи и детей". В рамках этой программы Центр получил следующее оборудование: тренажерный зал, рабочее место парикмахера, автомобиль УАЗ. В текущем году ожидается поступление следующего оборудования: швейно-вязальный комплект, столярный цех, комната реабилитации личности ребенка, комнаты психологической разгрузки, набор развивающего коррекционного оборудования, набор воздухоочистительного оборудования.

Имеющееся штатное расписание, помещение Центра не позволяют разместить указанное оборудование и использовать его для оказания всесторонней профессиональной помощи подросткам.

Открытие филиала МУ ГЦ СППС и Д "Доверие" поможет оказать социально-правовую охрану и защиту, медико-психолого-педагогическую поддержку, коррекцию и реабилитацию детей и семей группы риска.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Цель программы: Повышение эффективности профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков через социально-правовую охрану и защиту, медико-психолого-педагогическую поддержку, коррекцию и реабилитацию детей и семей "группы риска".

Программа является долгосрочной и осуществляется с 2000 года в три этапа:

Задачи первого этапа (2000-2002 годы):

- разработка методологических и научно-методических основ формирования социальной успешности у подростков с дезадаптивным поведением;

- создание благоприятных предпосылок для реализации Программы с привлечением внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования, средств массовой информации;

- частичная апробация экспериментальных форм и механизмов профилактики отклоняющегося поведения у подростков.

Задачи второго этапа (2003-2005 годы):

- открытие подросткового Центра - филиала Центра "Доверие" для внедрения психолого-педагогических механизмов и форм формирования социально успешного поведения у подростков с признаками социальной дезадаптации;

- разработка и реализация мер по социально-правовой охране и защите, медико-психолого-педагогической поддержке, коррекции и реабилитаций детей и семей "группы риска".

Задачи третьего этапа (2005-2010 годы):

- обобщение и распространение инновационного опыта работы по профилактико-реабилитационной программе для подростков с признаками социальной дезадаптации "Сталкер";

- создание учебно-методической базы для студентов и специалистов, работающих с детьми и подростками.

3. Ресурсное обеспечение программы

Стоимость программы - 2514,0 тысяч рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»