РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2002 года N 169
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ" НА 2003-2010 ГОДЫ
(в редакции Решений Читинской городской Думы от 14.10.2004 N 182, от 23.12.2004 N 248, в редакции Решения Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45, с изм., внесенными Решением Думы городского округа "Город Чита" от 17.03.2005 N 30)
(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45)
Рассмотрев представленную администрацией городского округа "Город Чита" муниципальную целевую программу "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы, разработанную на основании постановления главы администрации городского округа "Город Чита" N 764 от 14.05.2002 "О разработке муниципальной целевой программы "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы, руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 30, 32 Положения "О бюджетном процессе в городе Чите", принятого решением Думы городского округа N 60 от 14.03.2002, в целях повышения эффективности профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков через социально-правовую охрану и защиту, медико-психолого-педагогическую поддержку, коррекцию и реабилитацию детей и семей "группы риска" Читинская городская Дума решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы.
2. Администрации городского округа "Город Чита" (А.Д. Михалёв) включить муниципальную целевую программу "Профилактика социальной дезадаптации у подростков" на 2003-2010 годы в перечень муниципальных целевых программ, финансируемых из бюджета города в 2003 году, корректировать суммы расходов на выполнение программы при подготовке проектов бюджетов города на 2004-2010 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на администрацию городского округа "Город Чита" (А.Д. Михалёв) и постоянную комиссию городской Думы по социальным вопросам и развитию местного самоуправления (О.В. Кузнецов).
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Читинское обозрение".
Председатель
Думы городского округа
"Город Чита"
В.И.ЖУКОВ
ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА 2003-2010 ГОДЫ"
(в ред. Решений Читинской городской Думы от 14.10.2004 N 182, от 23.12.2004 N 248, в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 24.03.2005 N 45, с изм., внесенными Решением Думы городского округа "Город Чита" от 17.03.2005 N 30)
Наименование программы | Муниципальная целевая программа "Профилактика со- циальной дезадаптации у подростков на 2003-2010 годы". |
Дата принятия решения о раз- работке прог- раммы | Постановление главы Администрации городского ок- руга "Город Чита" 764 от 14.05.2002 "О разработке муниципальной целевой программы "Профилактика со- циальной дезадаптации у подростков на 2003-2010 годы". |
Дата утвержде- ния программы | Решение Думы городского округа N 169 от 5 сен- тября 2002 года "Об утверждении муниципальной це- левой программы "Профилактика социальной дезадап- тации у подростков на 2003-2010 годы". |
Заказчик программы | Администрация городского округа "Город Чита" |
Основные раз- работчики программы | Городской центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" |
Цель и задачи программы | Повышение эффективности профилактики дезадаптив- ного поведения у детей и подростков через социа- льно-правовую охрану и защиту, медико-психолого- педагогическую поддержку, коррекцию и реабилита- цию детей и семей "группы риска". |
Сроки и этапы реализации программы | Программа является долгосрочной и осуществляется с 2000 года в три этапа: Первый этап 2000-2002 годы; Второй этап 2003-2005 годы; Третий этап 2005-2010 годы; |
Перечень под- программы и основных ме- роприятий программы | Создание филиала Городского центра социально- психологической помощи семье и детям "Доверие" по оказанию комплексной адресной помощи подросткам городского округа "Город Чита" с признаками со- циальной дезадаптации позволит: 1. Оказать помощь в решении актуальных проблем подростка, связанных с трудностями в обучении, отклонениями в их поведении, общении, формирова- нии личностной позиции: - индивидуальное консультирование (психолог, пси- хотерапевт, психоневролог, гинеколог, венеролог, сексолог, нарколог, юрист); - тренинги и групповые занятия; - тренинги личностного роста; - репетиторство; - профориентация; - группа коррекции школьной дезадаптации. 2. Организовать деятельность подростков, нацелен- ную на развитие и становление его профессиональ- ной личности, на формирование психологической го- товности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе: - кабинет профдиагностики и профконсультирования; - учебно-производственные мастерские (столярный цех, рабочее место парикмахера, швейно-вязальный цех, мини-пекарня, детское кафе); - школа правовых знаний; - клубы по интересам; - дискуссионные клубы; - школа выживания; - творческие мастерские. 3. Применить и внедрить программы по формированию социально успешного поведения и готовности к се- мейной жизни у подростка: - Молодежный клуб "Карусель"; - Школа для подростков "Чему не учат в школе"; - Подростковый клуб "Да - здоровому образу жизни"; - Группы здоровья. Авторские программы: - "Семья без наркотиков"; - "Детство без насилия"; - "Родительская академия". 4. Создать методический кабинет с целью разработ- ки инновационных социально-психологических мето- дов и приемов формирования социально успешного поведения у подростков. 5. Организовать методическую подготовку и пере- подготовку и переподготовку специалистов, рабо- тающих с подростками и их семьями: - семинары; - тренинги; - курсы повышения квалификации; - стажировки. 6. Разработать новые психокоррекционные, профи- лактические и реабилитационные программы с испо- льзованием интерактивных средств обучения. |
Исполнители подпрограммы и основных ме- роприятий программы | Городской центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" |
Объемы и ис- точники финан- сирования программы | Федеральный бюджет - 890 тыс. рублей; Городской бюджет - 794,0 тыс. рублей; Областной бюджет - 830,0 тыс. рублей; |
Система орга- низации конт- роля за испол- нением прог- раммы | Организации работы по выполнению программы и контроль за ее реализацией осуществляется : Текущий контроль - заместитель главы Администра- ции городского округа "Город Чита" по социальным вопросам, Управление экономики, промышленности, малого бизнеса и инвестиций; Финансовый контроль - комитет по финансам адми- нистрации городского округа "Город Чита" |
Ожидаемые ре- зультаты реа- лизации прог- раммы | Создание филиала Городского центра социально - психологической помощи семье и детям "Доверие" по оказанию комплексной адресной помощи подросткам городского округа "Город Чита" с признаками со- циальной дезадаптации, что позволит: 1. Создать эффективную систему мониторинга и ме- ханизмов выработки мер по своевременному оказанию социально-правовой, медико-психолого-педагогичес- кой помощи подросткам с признаками социальной де- задаптации и их семьям (индивидуальное консульти- рование психолога, психотерапевта, психоневроло- га, гинеколога, венеролога, сексолога, нарколога, юриста; психокоррекционные группы и др). 2. Создать условия для развития навыков профес- сионального самоопределения (кабинет профдиагнос- тики и профконсультирования, столярный цех, па- рикмахерская, швейно-вязальный цех, мини-пекарня, детское кафе, школа правовых знаний, клубы по интересам), социальной адаптации подростка и го- товности к семейной жизни. 3. Создать научно-методическую базу с целью внед- рения в практику методов и средств развития навы- ков реалистичности, оптимистичного отношения к перспективам и достижениям в жизни на основе фор- мирования социально успешного поведения у под- ростков (методический кабинет, авторские програм- мы, библиотека, семинары и стажировки для специа- листов, работающих с детьми, тиражирование мето- дических материалов). 4. Создать условия для реализации принципа "Здо- ровая семья - стабильное общество" (клубы: "Кару- сель", "Чему не учат в школе", "Да - здоровому образу жизни". |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ" НА 2003-2010 ГОДЫ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В последнее время наша страна вступила на путь последовательного формирования государственной политики в области охраны материнства и детства, как реальной основы социальной защищенности женщин и детей, фактора построения гражданского общества.
Принимаются важнейшие законы, правительственные документы.
Формируются целевые программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Безопасное материнство" и другие.
Однако, ухудшение социально-экономического положения части семей привело к ряду негативных явлений. Среди целого ряда проблем, порождаемых детским неблагополучием, наиболее значимые - профилактика дезадаптивного поведения несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к современным условиям жизни.
К числу неблагоприятных тенденций, характерных для современного общества в целом, способствующих возникновению социально-психологических отклонений в поведении детей, росту их дезадаптации, можно отнести следующие:
- рост числа граждан, лишенных родительских прав (за последние пять лет увеличилось в 3 раза - с 11 тыс. до 35 тыс.), что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних.
- увеличение количества разводов. Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне брака (около 23% общей численности всех рожденных).
- массовые нарушения прав детей. Только в 1997 г. органами прокурорского надзора выявлено свыше 50 тыс. таких нарушений.
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков. Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них характерны низкая успеваемость и систематические пропуски занятий, многие остаются на второй год или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать школу. За последние пять лет число подростков, больных наркоманией, выросло в 7 раз. Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, возросло за последние пять лет - в 2,8 раза.
- омоложение преступности. Каждое третье уголовное деяние совершается детьми в возрасте 8-14 лет. За последние пять лет по Читинской области количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 17%. По данным Госкомстата России по состоянию на 1 января 1998 г. в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних состояло на учете 432,5 тыс. подростков, что на 1,4% больше, чем в 1996 г., среди них ранее судимых - 16,1% (69,5 тыс. человек).
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию (40% из числа совершивших преступления), увеличение преступности среди девочек подросткового возраста;
- рост венерических заболеваний среди социально дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. По данным социальных служб, только 75% претерпевших насилие обращаются в правоохранительные органы, реальное же количество случаев сексуального насилия в десятки раз превышает статистические данные, поскольку очень многие посягательства остаются "тайной" детей. Они калечат их психику, негативно отражаются на дальнейшем развитии личности, приводят к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни.
- возрастание числа суицидов в детской среде. Их причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью. Читинская область занимает одно из первых мест по количеству совершенных суицидов среди детей.
- снижение образовательного уровня подростков, состоящих на учете в ОВД. В 1997 г. почти каждый третий из них имел лишь начальное образование, а около 10 тыс. не имели даже его. Лишь 70,5% состоящих на учете подростков школьного возраста продолжали обучение в общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Резко увеличилось число 14-15-летних подростков, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их численность достигает 2 млн. человек, причем если два года назад из образовательных учреждений отчислялись 10-13-летние дети, то в 1997 г. уже встречаются случаи отчислений 7-8-летних учащихся 1-го класса. Низкий образовательный уровень несовершеннолетних и отсутствие у них профессиональных навыков привели к тому, что численность работающих подростков среди состоящих на учете в ОВД сократилась по сравнению с 1996 г. на 19,1% и составила лишь 35,1 тыс. человек, а численность неработающих и не учащихся подростков - участников преступлений возросла на 10,4% и достигла 47,7 тыс. человек.
- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей. Каждый десятый подросток, состоящий на учете в органах милиции, имеет психические отклонения (всего 42 тыс. подростков).
Наряду с этими объективными факторами, имеющими политико-экономическую природу, следует отметить субъективные, носящие преимущественно психологический и педагогический характер.
- исследования показывают, что у абсолютного большинства детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении, принятии и любви. Она входит в пятерку базовых наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, "выталкивает" его на улицу. Подросток испытывает трудности при взаимодействии с другими значимыми взрослыми, как милиционеры и учителя. Ниже приведены некоторые факты, касающиеся особенностей отношения подростков к работникам милиции и к учителям, полученные в результате исследований санкт-петербургскими социологами.
Портрет сотрудника милиции в представлении молодежи сложился следующим образом (приводятся наиболее часто употребляемые характеристики): жесткий, агрессивный, подозрительный, властный, недоверчивый, озлобленный, бездушный, несправедливый, равнодушный. На базе такого общего представления о работнике милиции реальное общение подростка с конкретным представителем, например, из отдела по профилактике преступности несовершеннолетних будет чрезвычайно затруднено.
К сожалению, приходится констатировать, что образ учителя в сознании подростков также не отличается большим позитивным потенциалом: ворчливый, ответственный, несправедливый, властный, аккуратный, двуличный, дисциплинированный, слабовольный, мудрый, агрессивный, злопамятный.
- для подросткового возраста является характерной реакция эмансипации. Этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавление от опеки. Эту свободу или иллюзию свободы дает улица. Данные исследований, проведенных в нескольких странах Европы и России, по критерию "с кем предпочитаешь проводить свободное время" показывает, что всегда на первом месте оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители занимают самое последнее, иногда даже после учителей. Однако те же исследования, проведенные в Германии и в России, свидетельствуют, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка оказывается мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. Это общая и естественная тенденция поведения в подростковом возрасте. Проблема же заключается в том, что многие дети не имеют таких нормальных семейных отношений и таких нормальных родителей, к которым они могли бы обратиться в подобных ситуациях.
- Психологическая и педагогическая неграмотность родителей в вопросах воспитания детей, противоречивость в подходах к воспитанию в семье, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой ведет к увеличению количества детей и подростков с явно выраженными признаками социальной и психологической дезадаптации. По данным комиссии по делам несовершеннолетних Читинской области, 60% среди функционально несостоятельных семей составляют семьи, где хронически обострены отношения супругов, и семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей и неправильным стилем детско-родительских отношений.
Проблема социальной дезадаптации - это комплексная социальная проблема. Подростки с признаками социальной дезадаптации нуждаются в разнообразной помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для таких детей в Санкт-Петербурге показывают: 80% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны различных социально-психологических служб, в том числе и юридических, и примерно 50% - в услугах врача (нарколог, гинеколог, венеролог, психоневролог).
Приоритетным направлением в работе с дезадаптивными подростками является система профилактических и предупреждающих мероприятий. Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям "группы риска".
В настоящее время в городе Чите нет такого специализированного учреждения.
Городской центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" оказывает всестороннюю социально-психологическую помощь различным категориям жителей города, в том числе и подросткам. Работа с детьми в Центре осуществляется по профилактико-реабилитационной программе для подростков с признаками социальной дезадаптации "Сталкер", которая в 2000 году отмечена дипломом Федерального конкурса на лучшую программу. Благодаря этому с 2001 года городской центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" финансируется целевой Федеральной программой "Развитие социального обслуживания семьи и детей". В рамках этой программы Центр получил следующее оборудование: тренажерный зал, рабочее место парикмахера, автомобиль УАЗ. В текущем году ожидается поступление следующего оборудования: швейно-вязальный комплект, столярный цех, комната реабилитации личности ребенка, комнаты психологической разгрузки, набор развивающего коррекционного оборудования, набор воздухоочистительного оборудования.
Имеющееся штатное расписание, помещение Центра не позволяют разместить указанное оборудование и использовать его для оказания всесторонней профессиональной помощи подросткам.
Открытие филиала МУ ГЦ СППС и Д "Доверие" поможет оказать социально-правовую охрану и защиту, медико-психолого-педагогическую поддержку, коррекцию и реабилитацию детей и семей группы риска.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы: Повышение эффективности профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков через социально-правовую охрану и защиту, медико-психолого-педагогическую поддержку, коррекцию и реабилитацию детей и семей "группы риска".
Программа является долгосрочной и осуществляется с 2000 года в три этапа:
Задачи первого этапа (2000-2002 годы):
- разработка методологических и научно-методических основ формирования социальной успешности у подростков с дезадаптивным поведением;
- создание благоприятных предпосылок для реализации Программы с привлечением внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования, средств массовой информации;
- частичная апробация экспериментальных форм и механизмов профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Задачи второго этапа (2003-2005 годы):
- открытие подросткового Центра - филиала Центра "Доверие" для внедрения психолого-педагогических механизмов и форм формирования социально успешного поведения у подростков с признаками социальной дезадаптации;
- разработка и реализация мер по социально-правовой охране и защите, медико-психолого-педагогической поддержке, коррекции и реабилитаций детей и семей "группы риска".
Задачи третьего этапа (2005-2010 годы):
- обобщение и распространение инновационного опыта работы по профилактико-реабилитационной программе для подростков с признаками социальной дезадаптации "Сталкер";
- создание учебно-методической базы для студентов и специалистов, работающих с детьми и подростками.
3. Ресурсное обеспечение программы
Стоимость программы - 2514,0 тысяч рублей.