Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" НА 2007-2010 ГОДЫ (с изменениями на: 25.06.2009)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Формирование рынка доступного жилья и оказание помощи по улучшению жилищных условий граждан являются приоритетными направлениями жилищной политики.

Система жилищного финансирования в дореформенный период заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. За период реформ 1990-1998 годов в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Значительно увеличилась доля частного сектора, в то время как государство перестало быть основным участником на этом рынке. Сокращающиеся бюджетные ассигнования на строительство повлекли за собой значительное снижение объемов бесплатно предоставляемого очередникам жилья.

В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе внимание в основном сосредоточилось на проблемах отдельных категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. При этом гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, приходилось в течение десятилетий ждать очереди на получение жилья. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получить долгосрочный кредит.

Задача органов власти, в том числе органов местного самоуправления, в новых условиях заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно - финансовую сферу. Это возможно осуществить посредством развития системы долгосрочного жилищного кредитования, перехода от практики строительства жилья за счет бюджетных средств и его последующего бесплатного распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств.

Однако, учитывая соотношение среднедушевых доходов населения и стоимости жилья, можно сказать, что получение жилищных кредитов доступно лишь небольшому количеству граждан. Наиболее обеспеченные категории граждан способны самостоятельно решить жилищную проблему без использования дополнительных источников финансирования. Подавляющая же часть населения проживает в стесненных условиях и не имеет возможности оплатить стоимость приобретаемого жилья или получить долгосрочный кредит по причине низкой платежеспособности.

Доступность жилья самым непосредственным образом влияет и на состояние демографических показателей, рост населения. Возможность граждан создать семью и вырастить детей определяется, в первую очередь, наличием или отсутствием жилья, удовлетворяющего современным представлениям людей о комфортности. Причем решение этой проблемы особенно важно для молодых семей.

Отсутствие собственного жилья оказывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, так как основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры способствует увеличению размеров семьи. Проблема обеспеченности жильем молодых семей особенно актуальна сейчас, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи: в настоящее время наблюдается увеличение количества браков и рост рождаемости у поколения "демографического всплеска 1982-1988 годов".

Несмотря на рост жилищного строительства за последние годы, обеспеченность населения доступным жильем на территории городского округа по-прежнему остается на низком уровне. Вместе с тем, отмечается несоответствие стоимости жилья уровню доходов граждан, отсутствие доступных кредитных источников, позволяющих населению приобретать жилье в кредит.

На начало 2007 года в городском округе "Город Чита" на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий состояло 9100 семей. При этом в 2006 году получили жилье и улучшили свои жилищные условия всего 273 семьи, что составило лишь 3 % от общего количества семей, состоящих на учете на начало года (9060 семей). В 2005 году аналогичный показатель составил 3,3 % (298 семей из 9119, состоящих на учете на начало 2005 г.).

Современная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально не защищенных групп населения сделать новый акцент на решении жилищных проблем и основной части работающего, в том числе в бюджетной сфере, населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации. Так как, встав в очередь на получение жилья, квартиру придется ждать не один год, основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное жилищное кредитование.

Основная задача органов местного самоуправления в становлении системы жилищного кредитования - создание законодательной базы и нормативном регулировании процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности жилья для граждан путем бюджетной поддержки.

Бюджетное финансирование в первую очередь должно быть направлено на непосредственную поддержку граждан, проживающих на территории городского округа, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных безвозмездных субсидий на приобретение жилья для оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита.

Таким образом, будет обеспечено функционирование взаимно дополняющих друг друга рыночных механизмов решения жилищных проблем граждан и механизмов социальной поддержки.

Создание указанной системы позволит:

- увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать приобретение жилья более доступным;

- улучшить жилищные условия населения городского округа;

- активизировать рынок жилья;

- привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;

- обеспечить развитие строительного комплекса.

Внедрение механизма бюджетной поддержки жителей Читы путем предоставления субсидий на приобретение жилья требует определенных усилий и соответствующей координации деятельности со стороны органов местного самоуправления. В связи с этим данную работу целесообразно осуществлять в рамках муниципальной целевой программы.

(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 27.11.2008 N 208)