Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД ЧИТА" НА 2009 - 2012 ГОДЫ (с изменениями на: 24.12.2012)

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения города Читы, за 10 месяцев 2008 года в городе было зарегистрировано 384 дорожно-транспортных происшествия, при этом 42 человека погибло, 473 получили ранения.

Тяжесть последствий дорожных происшествий составила 8,2%.

Наибольшее число погибших наблюдается в Центральном и Черновском административных районах, 40,5% и 23,8%, соответственно, от общего числа погибших. Аналогичная ситуация складывается и по числу человек, получивших ранения. В Центральном районе доля раненых в их общей численности составляет 38,3%, в Черновском - 25,2%.

По вине водителей в краевом центре произошло 313 ДТП, что на 1,3% превышает показатель 2007 года. При этом погиб 21 человек, ранено 246 человек.

В г. Чите наблюдается рост ДТП по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения на 30,0% (с 20 до 26). Данный рост наблюдается во всех районах города. Наибольшее число ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения наблюдается в Центральном районе - 42,3%.

С участием детей до 16 лет зарегистрировано 34 ДТП, при этом 1 ребенок погиб, 34 ребенка получили ранения.

Особую тревогу вызывает аварийность с участием пешеходов в г. Чите. Так, за анализируемый период по городу Чите наблюдается рост ДТП на 23,8%, по погибшим пешеходам - на 66,7% и раненым - на 26,3%. Также наблюдается рост по вине нетрезвых пешеходов на 150,0%. Данный рост наблюдается во всех районах краевого центра.

По вине мотоциклистов в г. Чите произошло 7 дорожно-транспортных происшествий, при которых 1 человек погиб и 10 человек получили ранения. По вине мотоциклистов в состоянии опьянения зарегистрировано 2 ДТП, при которых 4 человека получили ранения.

Одним из главных факторов, влияющих на состояние аварийности в городе Чите, является пренебрежение и, более того, игнорирование участниками дорожного движения требований безопасности. Сформировавшееся в настоящее время общественное мнение приводит к недооценке потенциальной опасности дорожного движения. Массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников движения, а также о том, что нынешняя система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения малоэффективна. Система административного воздействия не позволяет в полной мере привлекать к ответственности всех нарушителей правил дорожного движения, а принимаемые меры зачастую не соответствуют тяжести совершенного правонарушения и его возможных последствий.

Кроме того, на безопасность дорожного движения в городе Чите оказывает влияние ряд других факторов:

- низкий уровень подготовки водителей в образовательных учреждениях;

- низкая дисциплина как водителей, так и владельцев транспортных средств - частных лиц, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки на коммерческой основе, не имеющих соответствующей материальной и технической базы для исправного содержания и независимого технического контроля за состоянием автотранспорта, проведения предрейсового медицинского осмотра водителей и осуществления контроля на автобусных маршрутах;

- неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;

- несоответствие категории автомобильной дороги существующей интенсивности движения;

- диспропорция между ростом автопарка и развитием улично-дорожной сети;

- большой износ автопарка предприятий и организаций, эксплуатация выработавшего ресурсы автотранспорта, принадлежащего юридическим и физическим лицам;

- недостаточный уровень технической оснащенности подразделений ГИБДД;

- недостатки в содержании технических средств регулирования дорожного движения.

Быстрый рост численности автопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что привело к росту аварийности.

Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в городе Чите, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на муниципальном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Во всем мире эти меры реализуются в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8%. Основными факторами, от которых зависит количество происшествий, являются время и место ДТП, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Определение подгруппы, на которую приходится наибольшее количество происшествий, включает в себя распределение количества ДТП по действию факторов риска. В число факторов риска, которые могут быть связаны с ДТП, входят время суток, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п. Анализ показывает, что наибольшее количество ДТП приходится на вторую половину суток, а именно на промежуток времени с 12 до 24 часов около 70%, причем резкий скачок количества происшествий наблюдается с 15 до 21 часа - около 40% от общего количества. Для снижения риска происшествий в городе Чите необходимы устройство нормального освещения дорог, установка соответствующих технических средств регулирования дорожного движения, поддержание состояния дорожного полотна и разметки в надлежащем состоянии. Благодаря этому дорожное движение становится более безопасным, а последствия происшествий - менее тяжкими.