Сфера обращения твердых бытовых отходов на территории городского округа характеризуется следующими обстоятельствами: вывозом отходов потребления занимается ограниченное число организаций, каждая из которых работает в определенном, отведенном ей участке или осуществляет вывоз от определенной организации или ряда организаций.
На каждом подобном участке известно реальное число его жителей и хозяйствующих субъектов (рынки, торговые точки, производства, офисы), количество проживающих и работающих граждан.
В основном все отходы потребления заранее концентрируются в мусорных контейнерах, количество, вместимость и число площадок которых известно.
Данные о морфологическом составе отходов потребления приблизительны, т.к. его замеры в последнее время не проводились. Тогда как точные определения морфологического состава отходов является важнейшим фактором при их рассортировке и выборе технологии для их переработки.
Взаимоотношения с населением
Взаимоотношения с населением в сфере обращения твердых отходов возникают в процессе вывоза отходов потребления с городского жилищного фонда, который условно можно разделить на две части:
- вывоз отходов потребления из малоэтажного жилого фонда, в том числе частных домовладений с низким уровнем благоустройства;
- вывоз отходов потребления из многоквартирных зданий с коммунальной инфраструктурой.
На территории городского округа "Город Чита" находятся около 13000 частных домовладений. На сегодняшний день не налажены взаимоотношения между их жителями и организациями, осуществляющими вывоз отходов. Вывоз отходов осуществляется с несанкционированных свалок, которые возникают чаще всего вблизи частных домовладений или у обочины дорог.
Расчеты показали, что количество ТБО, образующихся в единице частного хозяйства, больше, чем в одной квартире многоквартирного здания, что объясняется большей площадью частного хозяйства.
Исследования, проведенные с целью реализации инвестиционной программы, показывают, что в частных хозяйствах услуги по вывозу отходов потребления в большинстве случаев не оплачиваются. Одной из причин является отсутствие договора между жильцами и организациями, занимающимися вывозом отходов.
Такое положение дел характерно для частного жилого фонда практически во всех городах Российской Федерации. Решение указанной проблемы может быть осуществлено при внедрении единого расчетного документа, который бы обязывал оплачивать услуги по вывозу отходов потребления.
Взаимоотношения с организациями торговой и социальной сфер
Организации и предприятия, не заключившие договоры, не производят оплату услуг по вывозу образованных ими отходов потребления. Эти хозяйствующие субъекты накапливают свои отходы в расположенных поблизости контейнерах, предназначенных для обслуживания населения. Некоторые же помещают свои отходы на тротуарах или прилегающих зонах, откуда они, так или иначе, вывозятся.
Процесс вывоза отходов
Процесс вывоза отходов включает в себя два важных компонента:
- контейнеры для сбора отходов;
- транспортные средства для перемещения отходов.
Оба эти компонента взаимосвязаны. Контейнеры должны вмещать максимальное количество отходов потребления, образующегося за один день (частота вывоза мусора - раз в день), а количество и вместимость транспортных средств должна вмещать все количество образующихся отходов.
Однако можно констатировать следующее: количество и вместимость установленных контейнеров таковы, что в момент разгрузки они перегружены и, как правило, некоторая часть мусора бывает разбросана по окрестности.
Вышеприведенные примеры, связанные с размещением отходов в контейнерах, свидетельствуют о том, что в вопросе их установки, выбора их количества и вместимости нет оптимального подхода, что отрицательно сказывается на уровне благоустройства городского округа "Город Чита" и его экологической безопасности. Большинство расположенных на территории городского округа контейнеров для сбора отходов потребления - это металлические ящики без крышек.
Транспортные средства для вывоза отходов
Другой важнейшей составляющей процесса вывоза отходов потребления является парк транспортных средств для перемещения отходов. Исследования существующего парка показало, что он состоит из 30 специальных машин как из физически и морально устаревших, так и из новых, современных мусоровозов.
Сам процесс вывоза отходов, его продолжительность, маршруты зависят от количества контейнеров и мусоровозов, мест расположения площадок под контейнеры, а также количества занятых в перевозке машин и их вместимости. В настоящее время каждое транспортное средство, осуществляющее вывоз отходов потребления, имеет свой график для организации работ по вывозу, который основан на замерах, накапливающихся в контейнерах отходов. Каждый мусоровоз и его персонал имеют собственный обслуживаемый участок, откуда они обязаны вывозить отходы в конкретные сроки.
Почти из всех контейнеров отходы выгружаются один раз в день. В момент вывоза отходов контейнеры большей частью бывают перегружены, окрестности захламлены отходами, что резко снижает производительность работы мусоровозов.
В сфере обращения отходов потребления в городе Чита сложилась критическая ситуация. Технические средства сбора (контейнеры) и транспортировки (мусоровозы) твердых бытовых отходов изношены и требуют замены.
В настоящее время в городе установлено 280 евроконтейнеров емкостью 1,1 куб.м и 3000 контейнеров емкостью 0,7 куб.м, из которых 50% требуют срочной замены.
При размещении 672684 куб.м отходов потребления (ТБО, КГМ, упаковочная тара) в год необходима установка 1600 контейнеров емкостью 1,1 куб.м (при ежедневной санитарной очистке города от отходов потребления) и 35 контейнеров емкостью 8 куб.м. В связи с этим требуется приобретение не менее 1320 новых контейнеров емкостью 1,1 куб.м для сбора твердых бытовых отходов, упаковочной тары и 24 контейнеров емкостью 8 куб.м для сбора крупногабаритного мусора. Учитывая возможности финансового покрытия затрат, Инвестиционная программа включает приобретение контейнеров емкостью 1,1 куб.м в количестве 553 единиц для сбора твердых бытовых отходов, упаковочной тары и 24 контейнера емкостью 8 куб.м для сбора крупногабаритного мусора. Это позволит исключить образование стихийных свалок, ежегодные объемы которых достигают 80 тыс. куб.м, и полностью охватить население централизованной санитарной очисткой, вывозом и обеспечить вывоз отходов от торговых палаток и городских рынков.