РЕШЕНИЕ
от 28 января 2010 года N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО "ЗАБАЙКАЛСПЕЦТРАНС" НА 2010 - 2016 ГГ.
(в редакции Решений Думы городского округа "Город Чита" от 18.02.2010 N 56, от 23.12.2010 N 228, от 20.12.2012 N 174, от 18.04.2013 N 35, от 23.10.2014 N 50, от 19.02.2015 N 16, от 25.02.2016 N 12)
В соответствии со ст.ст. 5, 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ст. 20 Устава городского округа "Город Чита", на основании Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа "Город Чита" на 2008 - 2011 гг., утвержденной решением Думы городского округа от 06.03.2008 N 34, и технического задания на разработку Инвестиционной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры ОАО "Забайкалспецтранс" на 2010 - 2015 гг., утвержденного постановлением Мэра города Читы от 16.12.2009 N 249, в целях решения вопросов по внедрению на территории городского округа современной системы сбора, транспортировки и захоронения отходов потребления, а также вовлечения внебюджетных инвестиций в процесс обращения отходов Дума городского округа решила:
1. Утвердить Инвестиционную программу по развитию системы коммунальной инфраструктуры открытого акционерного общества "Забайкалспецтранс" на 2010 - 2016 гг. согласно приложению.
(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 23.12.2010 N 228)
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию городского округа "Город Чита" и комитет жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, транспорта и связи Думы городского округа "Город Чита".
(п. 2 в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 25.02.2016 N 12)
3. Направить настоящее решение Мэру города Читы для подписания и обнародования в порядке, установленном Уставом городского округа "Город Чита".
Мэр города Читы
А.Д.МИХАЛЕВ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО "ЗАБАЙКАЛСПЕЦТРАНС" НА 2010 - 2016 ГГ.
(в редакции Решений Думы городского округа "Город Чита" от 18.02.2010 N 56, от 23.12.2010 N 228, от 20.12.2012 N 174, от 18.04.2013 N 35, от 23.10.2014 N 50, от 19.02.2015 N 16)
Наименование программы | Инвестиционная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры ОАО "Забайкалспецтранс" на 2010 - 2015 гг. (далее - Инвестиционная программа) |
Основание для разработки программы | Техническое задание на разработку Инвестиционной программы, утвержденное постановлением Мэра города Читы от 16.12.2009 N 249 |
Заказчик программы | Администрация городского округа "Город Чита", адрес г. Чита, Бутина ул., д. 39 |
Основной разработчик программы | ОАО "Забайкалспецтранс", адрес: г. Чита, Сухая Падь ул., д. 11, генеральный директор - Колычев Вячеслав Григорьевич |
Основные цели программы | - повышение уровня благоустройства территорий населенных мест городского округа; - создание современного специализированного автотранспортного предприятия по санитарной очистке территории городского округа "Город Чита" на базе существующего автотранспортного предприятия г. Читы ОАО "Забайкалспецтранс"; - вовлечение во вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах потребления (твердых бытовых отходах, крупногабаритном мусоре, упаковочной таре и пр. отходах, за исключением жидких нечистот) |
Основные задачи программы | - проведение модернизации специализированного автотранспортного предприятия городского округа "Город Чита" с учетом разработанной комплексной системы сбора отходов потребления у населения, предприятий и организаций; - организация проектирования и строительства эффективного мусоросортировочного комплекса; - создание отвечающего современным санитарно-эпидемиологическим требованиям порядка эксплуатации полигона по захоронению отходов потребления и условий работы персонала |
Сроки и этапы реализации программы | Общий срок реализации Инвестиционной программы с 1 января 2010 года по 31 декабря 2016 года. Четыре этапа: Первый: с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года Второй: с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года Третий: с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года Четвертый: с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года |
(в ред. Решения Думы городского округа "Город Чита" от 23.12.2010 N 228) | |
Перечень основных мероприятий | - строительство в городе Чите современных контейнерных площадок и приобретение евроконтейнеров; - модернизация парка мусоровозов; - строительство комплекса по утилизации отходов потребления; - строительство нового полигона по захоронению отходов потребления |
Исполнители основных мероприятий | - ОАО "Забайкалспецтранс"; - комитет ЖКХ администрации городского округа "Город Чита"; - подрядчики на конкурсной основе. |
Объемы и источники Финансирования | Бюджет городского округа - 146260 тыс. руб. Внебюджетные источники (средства, поступающие в виде инвестиционной составляющей в тарифе на вывоз и надбавки к тарифу на утилизацию) - 377671 тыс. руб. Абзац исключен. - Решение Думы городского округа "Город Чита" от 18.04.2013 N 35 |
(в ред. Решений Думы городского округа "Город Чита" от 23.12.2010 N 228, от 20.12.2012 N 174, от 18.04.2013 N 35, от 23.10.2014 N 50, от 19.02.2015 N 16) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - вовлечение внебюджетных инвестиций в процесс обращения отходов; - внедрение современных систем сбора, транспортировки и захоронения отходов потребления; - увеличение использования полезных компонентов, содержащихся в отходах потребления; - уменьшение объемов отходов размещаемых на полигоне захоронения; - создание новых рабочих мест; - увеличение налоговых поступлений в бюджет городского округа "Город Чита" |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за ходом выполнения Инвестиционной программы осуществляется Управлением регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" в соответствии с договором о реализации инвестиционной программы, заключаемым между администрацией городского округа "Город Чита" и организацией коммунального комплекса в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ |
Сфера обращения твердых бытовых отходов на территории городского округа характеризуется следующими обстоятельствами: вывозом отходов потребления занимается ограниченное число организаций, каждая из которых работает в определенном, отведенном ей участке или осуществляет вывоз от определенной организации или ряда организаций.
На каждом подобном участке известно реальное число его жителей и хозяйствующих субъектов (рынки, торговые точки, производства, офисы), количество проживающих и работающих граждан.
В основном все отходы потребления заранее концентрируются в мусорных контейнерах, количество, вместимость и число площадок которых известно.
Данные о морфологическом составе отходов потребления приблизительны, т.к. его замеры в последнее время не проводились. Тогда как точные определения морфологического состава отходов является важнейшим фактором при их рассортировке и выборе технологии для их переработки.
Взаимоотношения с населением
Взаимоотношения с населением в сфере обращения твердых отходов возникают в процессе вывоза отходов потребления с городского жилищного фонда, который условно можно разделить на две части:
- вывоз отходов потребления из малоэтажного жилого фонда, в том числе частных домовладений с низким уровнем благоустройства;
- вывоз отходов потребления из многоквартирных зданий с коммунальной инфраструктурой.
На территории городского округа "Город Чита" находятся около 13000 частных домовладений. На сегодняшний день не налажены взаимоотношения между их жителями и организациями, осуществляющими вывоз отходов. Вывоз отходов осуществляется с несанкционированных свалок, которые возникают чаще всего вблизи частных домовладений или у обочины дорог.
Расчеты показали, что количество ТБО, образующихся в единице частного хозяйства, больше, чем в одной квартире многоквартирного здания, что объясняется большей площадью частного хозяйства.
Исследования, проведенные с целью реализации инвестиционной программы, показывают, что в частных хозяйствах услуги по вывозу отходов потребления в большинстве случаев не оплачиваются. Одной из причин является отсутствие договора между жильцами и организациями, занимающимися вывозом отходов.
Такое положение дел характерно для частного жилого фонда практически во всех городах Российской Федерации. Решение указанной проблемы может быть осуществлено при внедрении единого расчетного документа, который бы обязывал оплачивать услуги по вывозу отходов потребления.
Взаимоотношения с организациями торговой и социальной сфер
Организации и предприятия, не заключившие договоры, не производят оплату услуг по вывозу образованных ими отходов потребления. Эти хозяйствующие субъекты накапливают свои отходы в расположенных поблизости контейнерах, предназначенных для обслуживания населения. Некоторые же помещают свои отходы на тротуарах или прилегающих зонах, откуда они, так или иначе, вывозятся.
Процесс вывоза отходов
Процесс вывоза отходов включает в себя два важных компонента:
- контейнеры для сбора отходов;
- транспортные средства для перемещения отходов.
Оба эти компонента взаимосвязаны. Контейнеры должны вмещать максимальное количество отходов потребления, образующегося за один день (частота вывоза мусора - раз в день), а количество и вместимость транспортных средств должна вмещать все количество образующихся отходов.
Однако можно констатировать следующее: количество и вместимость установленных контейнеров таковы, что в момент разгрузки они перегружены и, как правило, некоторая часть мусора бывает разбросана по окрестности.
Вышеприведенные примеры, связанные с размещением отходов в контейнерах, свидетельствуют о том, что в вопросе их установки, выбора их количества и вместимости нет оптимального подхода, что отрицательно сказывается на уровне благоустройства городского округа "Город Чита" и его экологической безопасности. Большинство расположенных на территории городского округа контейнеров для сбора отходов потребления - это металлические ящики без крышек.
Транспортные средства для вывоза отходов
Другой важнейшей составляющей процесса вывоза отходов потребления является парк транспортных средств для перемещения отходов. Исследования существующего парка показало, что он состоит из 30 специальных машин как из физически и морально устаревших, так и из новых, современных мусоровозов.
Сам процесс вывоза отходов, его продолжительность, маршруты зависят от количества контейнеров и мусоровозов, мест расположения площадок под контейнеры, а также количества занятых в перевозке машин и их вместимости. В настоящее время каждое транспортное средство, осуществляющее вывоз отходов потребления, имеет свой график для организации работ по вывозу, который основан на замерах, накапливающихся в контейнерах отходов. Каждый мусоровоз и его персонал имеют собственный обслуживаемый участок, откуда они обязаны вывозить отходы в конкретные сроки.
Почти из всех контейнеров отходы выгружаются один раз в день. В момент вывоза отходов контейнеры большей частью бывают перегружены, окрестности захламлены отходами, что резко снижает производительность работы мусоровозов.
В сфере обращения отходов потребления в городе Чита сложилась критическая ситуация. Технические средства сбора (контейнеры) и транспортировки (мусоровозы) твердых бытовых отходов изношены и требуют замены.
В настоящее время в городе установлено 280 евроконтейнеров емкостью 1,1 куб.м и 3000 контейнеров емкостью 0,7 куб.м, из которых 50% требуют срочной замены.
При размещении 672684 куб.м отходов потребления (ТБО, КГМ, упаковочная тара) в год необходима установка 1600 контейнеров емкостью 1,1 куб.м (при ежедневной санитарной очистке города от отходов потребления) и 35 контейнеров емкостью 8 куб.м. В связи с этим требуется приобретение не менее 1320 новых контейнеров емкостью 1,1 куб.м для сбора твердых бытовых отходов, упаковочной тары и 24 контейнеров емкостью 8 куб.м для сбора крупногабаритного мусора. Учитывая возможности финансового покрытия затрат, Инвестиционная программа включает приобретение контейнеров емкостью 1,1 куб.м в количестве 553 единиц для сбора твердых бытовых отходов, упаковочной тары и 24 контейнера емкостью 8 куб.м для сбора крупногабаритного мусора. Это позволит исключить образование стихийных свалок, ежегодные объемы которых достигают 80 тыс. куб.м, и полностью охватить население централизованной санитарной очисткой, вывозом и обеспечить вывоз отходов от торговых палаток и городских рынков.
Кроме того, необходимо отказаться от практики закупки дешевых тонкостенных контейнеров (по цене около 2 тыс. руб.) со сроком службы два года, которые не соответствуют установленным нормативным срокам службы в размере 5 лет.
Система сбора твердых бытовых отходов в городе нуждается в установке современных и отвечающих эстетическим требованиям контейнерных площадок. В настоящее время в городе эксплуатируется 534 контейнерные площадки, из которых лишь 67 соответствуют требованиям. Необходимо строительство 462 контейнерных площадок в благоустроенном жилом секторе и строительство не менее 50 мест для установки контейнеров в малоэтажном жилищном фонде. Инвестиционной программой предусмотрено строительство 180 новых контейнерных площадок.
Недостаток контейнеров и контейнерных площадок приводит к размещению населением отходов непосредственно на земле, что в свою очередь делает невозможным применение специализированного мусоровозного транспорта.
Ликвидация подобных мест складирования отходов осуществляется вручную на самосвальном транспорте, что крайне неэффективно, низкопроизводительно и затратно.
Парк специальных автомобилей состоит из 30 мусоровозов с манипуляторами на шасси - КамАЗ, ЗИЛ и ГАЗ, работающих по системе несменяемых контейнеров.
В наличии имеется один специализированный самосвал-бункеровоз, работающий на вывозе контейнеров емкостью 8 куб.м. В соответствии с нормативами потребности в машинах для уборки города, при продолжительности рабочей смены 8 часов и дальности вывоза твердобытовых отходов до 10 км, для обслуживания города требуется 3 мусоровоза на шасси КамАЗ вместимостью 30 куб.м и 6 мусоровозов на шасси КамАЗ вместимостью 54 куб.м. В наличии имеется 2 мусоровоза КамАЗ вместимостью 54 куб.м, т.е. необходимо приобрести 3 мусоровоза вместимостью 30 куб.м и 4 мусоровоза с задней загрузкой вместимостью 54 куб.м.
Анализ технического парка показывает возможность 100% охвата населения санитарной очисткой при условии модернизации контейнерного парка и проведения организационных работ по маршрутизации процесса вывоза отходов, что позволит сократить 14 устаревших машин, работающих по бестарному вывозу.
Размещение отходов
В городе Чита действует система сортировки отходов потребления, охватывающая около 10 процентов собираемых отходов. Несортированные отходы потребления, содержащие полезные компоненты, вывозятся на полигон, где складируются.
Комплексная система планово-регулярной очистки города должна предусматривать строительство комплекса по утилизации отходов потребления, на котором, наряду с сортировкой отходов, необходимо осуществлять глубокое прессование с удалением из отходов жидкой фракции.
Размещение отходов, образующихся в городе Чита, осуществляется на территории городского полигона.
Отходы принимаются без учета их состава. Для подобного контроля нет ни установок, ни специалистов. Это обстоятельство не исключает также допуск на полигон ядовитых веществ.
На городском полигоне осуществляется прием, размещение, трамбовка отходов. Этот процесс осуществляется неподобающим образом: отходы периодически засыпаются тонким и неравномерным слоем земли, в результате чего с течением времени слой отходов вновь открывается и вступает в контакт с атмосферой. Все эти осложнения - результат недостаточной технической оснащенности полигона.
На полигоне эксплуатируется всего 2 бульдозера, которых недостаточно для решения поставленных задач.
Несанкционированное размещение отходов
За последние годы на различных участках территории Читинского района образовались так называемые мини-свалки, куда население, а иногда и некоторые хозяйствующие субъекты нелегальным образом размещают отходы. Главной причиной возникновения нелегальных скоплений отходов является увеличение объема капитального строительства за последние 7 - 10 лет, что явилось результатом постепенного преодоления социально-экономического кризиса в городе.
Если вывоз строительного мусора, образующегося на крупных стройках, урегулирован, то вывоз строительного мусора, образующегося в результате строительства и ремонта, производимого населением, осуществляется различными способами. В некоторых случаях граждане, проявляя сознательность, своими силами организуют вывоз образованного ими строительного мусора в основном на городской полигон. Некоторые же размещают строительный мусор в контейнеры, создавая тем самым затруднения при погрузке этих контейнеров (строительный мусор тяжелее отходов потребления в 3 - 4 раза). Немало и граждан, которые с целью экономии средств и времени несанкционированно размещают строительный мусор рядом с местом своего проживания.
Город не имеет соответствующей современным стандартам системы управления отходами. В первую очередь это выражается в отсутствии полигона для захоронения и в многочисленных недостатках процессов сбора, транспортировки и захоронения отходов.
Отсутствует правовая база для урегулирования взаимоотношений между организациями, занимающимися вывозом отходов, и всеми производящими их субъектами. Большое количество субъектов уклоняется от платежей.