Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" НА 2011 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 02.08.2016)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Формирование рынка доступного жилья и оказание помощи по улучшению жилищных условий граждан продолжают оставаться одними из приоритетных направлений жилищной политики.

В условиях сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе внимание в основном сосредоточилось на проблемах отдельных категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. При этом гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, приходится в течение десятилетий ждать очереди на получение жилья. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получить долгосрочный кредит.

Одной из основных задач органов власти, в том числе органов местного самоуправления, в области жилищной политики, продолжает оставаться задача поддержания платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно-финансовую сферу.

Одной из наиболее перспективных форм привлечения средств в жилищное строительство и обеспечение жильем населения, как показывает практика, является долгосрочный ипотечный жилищный кредит, который имеет ряд преимуществ. Заемщику ипотечный жилищный кредит дает возможность жить в своей собственной новой квартире уже сегодня, а расплачиваться за нее постепенно в течение нескольких лет, кредитору - получать гарантированный стабильный доход при сравнительно низких рисках, строительной компании - привлекать дополнительные средства для строительства, органам власти - успешно решать проблему обеспечения жильем населения.

Однако, учитывая соотношение среднедушевых доходов населения и стоимости жилья, можно сказать, что получение жилищных кредитов доступно лишь небольшому количеству граждан. Наиболее обеспеченные категории граждан способны самостоятельно решить жилищную проблему без использования дополнительных источников финансирования. Подавляющая же часть населения проживает в стесненных условиях и не имеет возможности оплатить стоимость приобретаемого жилья или получить долгосрочный кредит по причине низкой платежеспособности.

Доступность жилья самым непосредственным образом влияет и на состояние демографических показателей, рост населения. Возможность граждан создать семью и вырастить детей определяется, в первую очередь, наличием или отсутствием жилья, удовлетворяющего современным представлениям людей о комфортности. Причем решение этой проблемы особенно важно для молодых семей.

Отсутствие собственного жилья оказывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, так как основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры способствует увеличению размеров семьи.

Несмотря на рост жилищного строительства за последние годы, обеспеченность населения доступным жильем на территории городского округа по-прежнему остается на низком уровне. Вместе с тем, отмечается несоответствие стоимости жилья уровню доходов граждан, отсутствие доступных кредитных источников, позволяющих населению приобретать жилье в кредит.

По состоянию на 1 января 2010 года в городском округе "Город Чита" на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий состояло 7 126 семей. За период 2007 - 2009 гг. получили жилье бесплатно лишь 786 семей, 196 семей улучшили жилищные условия путем приобретения квартир, получив поддержку в форме субсидий за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов.

Таким образом, за анализируемый период число семей, улучшивших свои жилищные условия, составляет лишь 12,0% от общего количества нуждающихся семей, состоящих на учете.

Современная жилищная политика должна продолжать наряду с прежней ориентацией на нужды социально не защищенных групп населения уделять внимание решению жилищных проблем и основной части работающего, в том числе в бюджетной сфере, населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации. Так как, встав в очередь на получение жилья, квартиру придется ждать не один год, основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное жилищное кредитование.

Основной задачей органов местного самоуправления в становлении системы жилищного кредитования остается совершенствование законодательной базы и нормативного регулирования процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности жилья для граждан путем бюджетной поддержки.

Бюджетное финансирование в первую очередь должно быть направлено на непосредственную поддержку граждан, проживающих на территории городского округа, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных безвозмездных субсидий на приобретение жилья для оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита.

Таким образом, будет обеспечено функционирование взаимно дополняющих друг друга рыночных механизмов решения жилищных проблем граждан и механизмов социальной поддержки.

Создание указанной системы позволит:

- увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать приобретение жилья более доступным;

- улучшить жилищные условия населения городского округа;

- активизировать рынок жилья;

- привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;

- обеспечить развитие строительного комплекса.

Внедрение механизма бюджетной поддержки жителей Читы путем предоставления субсидий на приобретение жилья требует определенных усилий и соответствующей координации деятельности со стороны органов местного самоуправления. В связи с этим данную работу целесообразно осуществлять в рамках муниципальной программы.

(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Чита" от 14.08.2013 N 179)