Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОБНОВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" НА 2013 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 22.12.2014)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Задача органов местного самоуправления в повышении качества жизни населения состоит в создании комфортной среды проживания и предоставления соответствующих муниципальных услуг. Повышение уровня и качества жизни граждан - одно из основных направлений деятельности администрации городского округа "Город Чита".

Формирование стратегических направлений развития транспорта необходимо осуществлять на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями социально-экономического развития городского округа "Город Чита". Транспортная инфраструктура объединяет все микрорайоны города, что является необходимым условием территориальной целостности, единства экономического пространства. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.

В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" для повышения уровня транспортных услуг населению предусмотрены субсидии субъектам Российской Федерации на закупку произведенных на территории государств-участников Единого экономического пространства автобусов, работающих на газомоторном топливе, и троллейбусов.

Правительством Забайкальского края разработана краевая программа "Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012 - 2015 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Забайкальского края от 29 июля 2011 года N 277, где предусмотрены денежные средства муниципальным образованиям, в том числе городскому округу "Город Чита".

Субсидия муниципальным образованиям на приобретение пассажирского транспорта из вышестоящих бюджетов предоставляется при условии софинансирования не менее 20%.

Необходимость разработки муниципальной программы "Обновление пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Чита" на 2013 - 2016 годы" обусловлена растущими потребностями населения городского округа "Город Чита" в перевозках общественными видами городского пассажирского транспорта.

(в ред. Постановлений администрации городского округа "Город Чита" от 14.08.2013 N 179, от 17.12.2013 N 238)

В настоящее время система городского пассажирского транспорта представлена одним автотранспортным предприятием ОАО "Гортрансавто" общей численностью парка 20 автобусов, одним троллейбусным парком МП города Читы "Троллейбусное управление" численностью парка 93 троллейбуса и частным транспортом, осуществляющим перевозку пассажиров автобусами. Пассажирские перевозки осуществляются по 5 троллейбусным маршрутам общей протяженностью эксплуатационного пассажирского пути 17,9 км в двухпутном исчислении и 61 маршруту, в том числе по 10 сезонным (дачным) маршрутам общей протяженностью 1605,90 км.

На линию ежедневно выпускается 68 - 70 ед. троллейбусов, которые с регулярностью 95% обеспечивают перевозку 26 млн. пассажиров в год.

Энергоснабжение обеспечивается пятью тяговыми подстанциями общей мощностью 10200 кВа. Общая протяженность контактных сетей 38,4 км, кабельных линий 45,722 км, которые находятся на балансе в МП г. Читы "Троллейбусное управление".

Диспетчерское управление и контроль за движением подвижного состава на линии осуществляют четыре диспетчерских пункта, расположенные на конечных станциях.

Предприятие имеет производственную базу проектной мощностью 100 единиц подвижного состава. В условиях хронического дефицита финансовых средств крайне сложное положение складывается с поддержанием парка подвижного состава в технически исправном состоянии. Длительное несоблюдение нормативов обновления, требуемых техническими условиями эксплуатации, привели к износу подвижного состава.

Для обеспечения перевозок населения г. Читы МП г. Читы "Троллейбусное управление" эксплуатирует подвижной состав типа ЗиУ-9, ЗиУ-682, ВМЗ-5298. Всего троллейбусный парк по состоянию на 01.01.2011 включает 93 единицы троллейбусов, износ парка составляет 67%.

За последние 7 лет было приобретено всего 10 троллейбусов:

в 2005 году - 3 троллейбуса за счет средств МП "Троллейбусное управление" и 2 троллейбуса за счет средств федерального бюджета;

в 2008 году - 1 троллейбус за счет городского бюджета и 1 троллейбус за счет средств МП ТУ;

в 2009 году - 3 троллейбуса за счет средств городского бюджета.

Несмотря на сложное финансовое положение, МП "Троллейбусное управление" в течение всех последних лет проводило работу по совершенствованию транспортных услуг населению города, выполнению мероприятий по поддержанию технического состояния парка подвижного состава в технически исправном состоянии в целях обеспечения бесперебойной и безопасной перевозки населения краевого центра.

Основным перевозчиком пассажиров автотранспортом на территории городского округа "Город Чита" является специально созданное администрацией городского округа "Город Чита" открытое акционерное общество "Гортрансавто". Данное предприятие имеет в хозяйственном ведении 20 автобусов категории М3 класса 1.

В структуре парка городских автобусов всего 20 единиц - это автобусы марки ПАЗ 32054, ПАЗ 4234 - 2005 года выпуска и "Скания - Питер" - выпуска 2002, 2003 годов - 4 единицы.

Автобусы ОАО "Гортрансавто" имеют значительный износ, это ветхие транспортные средства, которые не в состоянии обеспечить необходимый уровень качества транспортных услуг населению.

Эксплуатация указанных автобусов способствует загрязнению окружающей среды, в полной мере не обеспечивает безопасность и комфорт пассажиров.

Дальнейшая эксплуатация таких транспортных средств приведет к снижению качества оказываемых услуг. Низкое техническое состояние транспортных средств является причиной частых поломок автобусов, что приводит к срывам регулярности движения транспорта общего пользования, ведет к увеличению объема ремонтных работ, неоправданному росту расхода запасных частей, материалов для ремонта, увеличению расхода ГСМ. Отсутствие планомерного обновления подвижного состава ОАО "Гортрансавто" может привести к следующим последствиям:

- снижение уровня оказываемых услуг перевозки пассажиров автотранспортом;

- сбои в движении автобусов по маршрутам города;

- увеличение интервалов движения, невыполнение отдельных рейсов, что порождает справедливые нарекания и жалобы граждан.

Для решения задач по сохранению достигнутого уровня транспортного обслуживания населения городского округа и его повышения требуется комплексный программный подход, который позволит удержать на должном уровне этот важнейший социально-политический аспект хозяйственного комплекса города. Необходимо обновление парка подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования за счет приобретения автотранспортных средств и электрического наземного транспорта.