Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИКАМИ, ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ И АЛКОГОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" НА 2014 - 2016 ГГ. (с изменениями на: 17.01.2017)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, одним из источников угроз национальной безопасности признаны распространение наркомании и деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В числе регионов Российской Федерации, ставших объектом экспансии со стороны наркобизнеса, Забайкальский край и город Чита.

Заинтересованными ведомствами изучены фактические масштабы распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанные с этим потери общества.

За 2012 год правоохранительными органами г. Читы выявлено 187 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 20 преступлений больше аналогичного периода прошлого года (АППГ).

В то же время неудовлетворительно организована работа по данной линии в отделе полиции "Центральный", где количество выявленных наркопреступлений снижено на 4 в сравнении с 2011 годом (с 43 до 39), в отделе полиции "Северный", где допущено снижение на 2 преступления (с 21 до 19).

Наибольший рост выявления наркопреступлений зарегистрирован в ОП "Черновский" - 43 (2011 - 27, +16), в том числе в ПП "Кадалинский" - 10 (2011 - 5, +5).

С положительной стороны следует отметить рост на 17,1% удельного веса оконченных преступлений, который составил 56% (2011 - 38,9%).

В период оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ), направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В ходе проведения ОПМ выявлено 212 преступлений и правонарушений по линии незаконного оборота наркотиков, возбуждено 74 уголовных дела. Изъято из незаконного оборота 29589,534 грамм наркотиков. Выявлено 2 наркопритона, 5 незаконно выращенных посевов наркотикосодержащих растений, уничтожено 1466 кустов конопли.

Число потребителей, стоящих на учете в наркологическом учреждении, сократилось на 540 человек и составило на конец 2012 года 2130 человек. Из них: 1370 - с диагнозом наркомания, 760 - эпизодически употребляющих наркотики. Снято с учета в наркологическом отделении по разным причинам всего 1097 человек. Причем по выздоровлению - 267 человек, со смертью - 20 человек, а в связи с осуждением на длительный срок и сменой места жительства - 30 человек. Выявлено 57 подростков, эпизодически употребляющих (в 2011 году - 86), подростков, больных наркоманией, нет.

Несмотря на усилия силовых структур по противодействию наркоторговле, спрос на наркотические средства остается высоким. Следовательно, для снижения спроса на наркотические средства необходимо формировать в массовом сознании населения устойчивое мнение о недопустимости употребления наркотических средств; проводить индивидуальную психопрофилактическую работу с безнадзорными детьми, употребляющими психоактивные вещества, детьми, состоящими на профилактических учетах, подростками, не занятыми учебой, освободившимися из мест лишения свободы, а также проживающими в условиях семейного неблагополучия; повышать значимость семейного воспитания; уменьшать число потенциальных потребителей психоактивных веществ путем лечения и реабилитации наркозависимых.

Другие причины, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной среде. К ним относятся наличие безработных среди населения, сравнительно низкий жизненный уровень, неосведомленность о последствиях употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Программно-целевой метод решения проблемы наркомании позволит:

1) обеспечить согласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты профилактики наркомании в рамках своей компетенции;

2) на профессиональном уровне обеспечить подготовку специалистов, в обязанности которых входят профилактика наркомании, формирование приоритета здорового образа жизни (воспитатели, педагоги, школьные и медицинские психологи, врачи-наркологи, социальные педагоги, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних).

Такой подход позволит решать задачи не только первичной профилактики, но и вторичной, и третичной профилактики, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к их лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов.

Кроме того, программно-целевой подход позволяет привлекать к профилактике наркомании общественные объединения, родительский актив и волонтерские движения и определять формы сотрудничества с ними.

Таким образом, необходимость программно-целевого подхода в решении проблемы обосновывается требованиями координации деятельности всех заинтересованных организаций по преодолению тенденций к распространению всех видов зависимости от наркотических и психотропных веществ в молодежной среде, разработки механизмов взаимодействия правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, спорта, а также молодежных общественных организаций.

Программно-целевой подход обеспечивает создание правового, ресурсного, организационного, кадрового и методического обеспечения деятельности по профилактике всех видов зависимости от наркотических и психотропных веществ, организацию массовой профилактической работы среди молодежи, прежде всего - в образовательных учреждениях, в местах досуга молодежи.

Кроме этого, решение проблемы наркомании программно-целевым методом в полной мере соответствует приоритетным направлениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.