2.1. Организация сбора твердых бытовых отходов на территории города Перми.
На территории города Перми предусмотрена выдача разрешений на размещение мест сбора и(или) накопления отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Установленные требования призваны обеспечить условия надлежащего исполнения обязательств физическими, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения с отходами, а также обязательств органов местного самоуправления по организации сбора и(или) накопления отходов.
В настоящее время выдано 331 (44%) разрешение на места сбора и(или) накопления твердых бытовых отходов, которые приведены собственниками в нормативное состояние в соответствии с Правилами обращения с отходами. Однако часть управляющих организаций не берут на себя ответственность за содержание мест сбора и(или) накопления отходов, поэтому не обращаются за разрешением на размещение мест сбора и(или) накопления отходов или передают свои полномочия предприятиям-перевозчикам.
В микрорайонах индивидуальной жилищной застройки отсутствуют управляющие компании и предприятия-перевозчики. Деятельность физических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, вывозу, захоронению и утилизации твердых бытовых отходов органами местного самоуправления недостаточно организовывается и контролируется.
2.2. Вывоз твердых бытовых отходов.
В сфере транспортировки отходов сложились рыночные отношения. В настоящее время на территории города Перми работает более 20 предприятий-перевозчиков, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности, часть из которых работает посредниками, являющимися промежуточным звеном между отходообразователями (управляющими организациями) на основании договорных отношений и полигоном для захоронения твердых бытовых отходов. Часть предприятий-перевозчиков осуществляет свою деятельность ниже уровня рентабельности, тем самым не соблюдаются графики вывоза твердых бытовых отходов с мест сбора и(или) накопления отходов, что приводит к их складированию в несанкционированных местах.
В силу сложившихся рыночных отношений и отсутствия организации работ сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территорий микрорайонов индивидуальной жилищной застройки носит несистемный характер, что также влечет образование стихийных свалок.
2.3. Несанкционированное размещение отходов.
Сохраняется практика уклонения от заключения договоров на сбор и вывоз отходов потребления со стороны представителей малого и среднего бизнеса, частного сектора, гаражных и садоводческих кооперативов. Помимо этого имеет место заключение договоров с недобросовестными предприятиями-перевозчиками по низким ценам, которые не осуществляют надлежащее удаление отходов.
Совокупность проблем, связанных с заключением и исполнением договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, несоблюдением требований законодательства отходообразователями и предприятиями-перевозчиками, отсутствием организации по удалению твердых бытовых отходов в микрорайонах индивидуальной застройки, гаражных и садоводческих кооперативах, приводит к возникновению несанкционированных свалок.
2.4. Захоронение твердых бытовых отходов.
Прием отходов, образующихся на территории города Перми, осуществляется на полигонах, расположенных в районе деревни Софроны Пермского района (полигон "Софроны"), вблизи закрытого административного территориального образования ЗАТО "Звездный" (ООО "Чистый город") и на территории Краснокамского района (ООО "Буматика"). Данные объекты соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и используют традиционные виды захоронения методом свалки мусорных масс с последующим разравниванием и укатыванием. Основные характеристики полигонов представлены в таблице.