РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2012 года N 124
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ПЕРИОД 2012-2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Пермской городской Думы от 22.01.2019 N 11, вступившего в силу с 1 января 2019 года, но не ранее дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
(в редакции решения Пермской городской Думы от 26.03.2013 N 64)
На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решений Пермской городской Думы от 26.06.2001 N 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми", от 29.01.2008 N 4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми", в целях дальнейшего совершенствования системы управления в сфере обращения с отходами Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на период 2012-2020 годы" согласно приложению.
2. Рекомендовать администрации города Перми:
2.1. до 01.09.2012 разработать и внести на рассмотрение Пермской городской Думы проект решения Пермской городской Думы об установлении расходного обязательства по предоставлению субсидий организациям, осуществляющим сортировку твердых бытовых отходов на территории города Перми;
2.2. до 01.10.2012 разработать и представить для согласования в Пермскую городскую Думу проект долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на период 2012-2020 годы";
2.3. до 01.10.2012 утвердить долгосрочную целевую программу "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на период 2012-2020 годы";
2.4. до 01.10.2012 представить в Пермскую городскую Думу план мероприятий по приведению в нормативное состояние мест сбора и(или) накопления твердых бытовых отходов;
2.5. до 01.04.2013 разработать и утвердить порядок предоставления субсидий организациям, осуществляющим сортировку твердых бытовых отходов на территории города Перми;
(пп. 2.5 в ред. решения Пермской городской Думы от 26.03.2013 N 64)
2.6. до 01.01.2013 привести действующие нормативно-правовые акты администрации города Перми в соответствие с настоящим решением.
3. Опубликовать решение в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
4. Контроль за исполнением решения возложить на комитет Пермской городской Думы по городскому хозяйству.
Глава города Перми -
председатель Пермской городской Думы
И.В.САПКО
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ПЕРИОД 2012-2020 ГОДЫ"
1.1. Концепция долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на период 2012-2020 годы" (далее - Концепция) определяет общие подходы, цель и задачи, сроки реализации, основные направления развития сферы обращения с твердыми бытовыми отходами.
1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Правила обращения с отходами на территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2001 N 99 (далее - Правила обращения с отходами),
Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4.
1.3. Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на 2012-2020 годы" (далее - Программа).
1.4. Срок реализации Программы - с 2012 по 2020 годы.
2.1. Организация сбора твердых бытовых отходов на территории города Перми.
На территории города Перми предусмотрена выдача разрешений на размещение мест сбора и(или) накопления отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Установленные требования призваны обеспечить условия надлежащего исполнения обязательств физическими, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения с отходами, а также обязательств органов местного самоуправления по организации сбора и(или) накопления отходов.
В настоящее время выдано 331 (44%) разрешение на места сбора и(или) накопления твердых бытовых отходов, которые приведены собственниками в нормативное состояние в соответствии с Правилами обращения с отходами. Однако часть управляющих организаций не берут на себя ответственность за содержание мест сбора и(или) накопления отходов, поэтому не обращаются за разрешением на размещение мест сбора и(или) накопления отходов или передают свои полномочия предприятиям-перевозчикам.
В микрорайонах индивидуальной жилищной застройки отсутствуют управляющие компании и предприятия-перевозчики. Деятельность физических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, вывозу, захоронению и утилизации твердых бытовых отходов органами местного самоуправления недостаточно организовывается и контролируется.
2.2. Вывоз твердых бытовых отходов.
В сфере транспортировки отходов сложились рыночные отношения. В настоящее время на территории города Перми работает более 20 предприятий-перевозчиков, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности, часть из которых работает посредниками, являющимися промежуточным звеном между отходообразователями (управляющими организациями) на основании договорных отношений и полигоном для захоронения твердых бытовых отходов. Часть предприятий-перевозчиков осуществляет свою деятельность ниже уровня рентабельности, тем самым не соблюдаются графики вывоза твердых бытовых отходов с мест сбора и(или) накопления отходов, что приводит к их складированию в несанкционированных местах.
В силу сложившихся рыночных отношений и отсутствия организации работ сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территорий микрорайонов индивидуальной жилищной застройки носит несистемный характер, что также влечет образование стихийных свалок.
2.3. Несанкционированное размещение отходов.
Сохраняется практика уклонения от заключения договоров на сбор и вывоз отходов потребления со стороны представителей малого и среднего бизнеса, частного сектора, гаражных и садоводческих кооперативов. Помимо этого имеет место заключение договоров с недобросовестными предприятиями-перевозчиками по низким ценам, которые не осуществляют надлежащее удаление отходов.
Совокупность проблем, связанных с заключением и исполнением договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, несоблюдением требований законодательства отходообразователями и предприятиями-перевозчиками, отсутствием организации по удалению твердых бытовых отходов в микрорайонах индивидуальной застройки, гаражных и садоводческих кооперативах, приводит к возникновению несанкционированных свалок.
2.4. Захоронение твердых бытовых отходов.
Прием отходов, образующихся на территории города Перми, осуществляется на полигонах, расположенных в районе деревни Софроны Пермского района (полигон "Софроны"), вблизи закрытого административного территориального образования ЗАТО "Звездный" (ООО "Чистый город") и на территории Краснокамского района (ООО "Буматика"). Данные объекты соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и используют традиционные виды захоронения методом свалки мусорных масс с последующим разравниванием и укатыванием. Основные характеристики полигонов представлены в таблице.
Полигон | Место | Год | Год | S, | Вместимость/т | |
max | в год | |||||
Бекрятский полигон твердых бытовых отходов | Краснокамский район, д. Запальта | 2008 | 2028 | 37 | 2008846 | 100000 |
Полигон твердых бытовых отходов "Звездный" | ЗАТО "Звездный" | 2005 | 2020 | 9 | 3432526 | 171626 |
Полигон твердых бытовых отходов "Софроны" | Пермский район, д. Софроны | 1978 | 2020 | 62 | 9236836 | 326261 |
2.5. Организация утилизации, переработки твердых бытовых отходов.
По сведениям Западно-Уральского управления Ростехнадзора на территории города Перми образуется порядка 500 тысяч тонн отходов производства и потребления. Часть отходов, являющихся высококачественным сырьем, используется хозяйствующими субъектами повторно, но основная доля отходов по-прежнему транспортируется на полигоны для захоронения.
Существующая организация утилизации и переработки бытовых, промышленных и строительных отходов в настоящий период находится на стадии развития. Порядка 5% вторичного сырья извлекается из всего объема образующихся на территории города Перми отходов. Предприятия-сборщики вторсырья в основном собирают макулатуру, пластик, металл, стекло. Переработка вторичных ресурсов на территории города Перми развита слабо, так как предприятия-переработчики не могут конкурировать с оптовыми закупщиками вторсырья. По этой причине большая часть вторичных ресурсов вывозится за пределы Пермского края.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит смещение акцентов в сторону развития конкурентной среды и привлечения в отрасль частных инвесторов. По причине низкой рентабельности, высокой финансовой затратности при строительстве станций сортировки и перегруза в существующей технологической схеме движения отходов на территории города Перми не сформирована промышленная сортировка твердых бытовых отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов на территории города Перми находятся в ведении муниципалитета.
Таким образом, для внедрения на территории города Перми промышленной сортировки твердых бытовых отходов с выделением полезных утильных фракций, подлежащих вторичному использованию, необходимо принятие кардинальных мер для развития данного направления - создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.
Промышленная сортировка позволит извлекать вторичное сырье, качество которого будет зависеть от состава поступающих на переработку твердых бытовых отходов. Как показывает зарубежный и российский опыт, только разделение твердых бытовых отходов на фракции в местах их образования позволяет повысить качество и увеличить объемы извлекаемого при сортировке сырья.
Таким образом, внедрение промышленной сортировки на территории города Перми будет способствовать развитию селективного сбора отходов, оборудованию контейнерами для разделения твердых бытовых отходов и приведению в нормативное состояние мест сбора и(или) накопления отходов.
Принципами политики органов местного самоуправления города Перми в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами являются:
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды;
возложение бремени несения расходов по обращению с отходами на отходообразователей;
создание условий для развития рыночной конкурентной среды в отрасли в целях повышения качества оказываемых услуг и снижения их стоимости;
обеспечение приоритета использования отходов в качестве вторичных ресурсов над уничтожением и захоронением;
гласность и свободный доступ заинтересованных хозяйствующих субъектов к информации в области обращения с отходами;
воспитание и формирование культуры, организация и развитие системы образования в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.
Целесообразность решения задачи по созданию эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами программно-целевым методом определяется следующими факторами:
необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы;
необходимостью системного подхода к решению проблем и реализации отдельных направлений в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами;
потребностью в комплексной реализации мероприятий по развитию сферы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Перми;
возможностью привлечения средств бюджета города Перми для решения существующих проблем в сфере обращения с отходами.
5.1. Целью Программы является совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Перми, направленное на снижение количества отходов, подлежащих захоронению, повышение экономической эффективности функционирования системы, а также обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Перми.
5.2. Достижение данной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
5.2.1. приведение в нормативное состояние мест сбора и(или) накопления твердых бытовых отходов, расположенных на территории города Перми.
Решение данной задачи предусматривает: