Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2015 года N 371

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 сентября 2019 года на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 11.09.2019 N 379.
____________________________________________________________________


Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период исходить из прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН






Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22.10.2015 N 371

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


В связи с осложнением внешнеэкономической ситуации и введением санкционных ограничений в Чувашии, как и в России в целом, наблюдалась сдержанная динамика экономического роста.

В 2014 году, по оценке, объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в республике составил 100,7%, по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах вырос на 11,9%.

Рост индекса промышленного производства в 2014 году к уровню 2010 года составил 129,6%, в том числе в 2014 году - 104,7%.

В 2014 году объем продукции сельского хозяйства увеличился в хозяйствах всех категорий на 29,6% к уровню 2010 года, в том числе в 2014 году - на 2,8%.

В 2010 - 2014 годах введено в эксплуатацию 4278,8 тыс. кв. метров жилья, в том числе в 2014 году - 862,1 тыс. кв. метров жилья, или 103,0% к уровню 2013 года. По итогам 2014 года введено 0,696 кв. метра жилья на 1 человека, в Приволжском федеральном округе данный показатель составляет 0,567 кв. метра на 1 человека.

Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году снизился и составил 89,5% к предыдущему году. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал в основном связано с завершением реализации крупных инвестиционных проектов в 2011 - 2013 годах, а также с ограничением доступа компаний к финансовым ресурсам, ужесточением внутренних условий заимствования в результате повышения кредитных ставок и требований со стороны банков к качеству кредитного портфеля и корректировкой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии объемов инвестиций в основной капитал за 2013 год (увеличение на 1,0 млрд. рублей - с 59,14 млрд. рублей до 60,12 млрд. рублей).

Темп роста оборота розничной торговли по итогам 2014 года составил 102,2% к уровню предыдущего года, к уровню 2010 года - 125,1% в сопоставимых ценах.

В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,1% по сравнению с 2013 годом и выросли по отношению к 2010 году на 10,5%.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2010 годом снизилась на 2 процентных пункта и в 2014 году составила 16,2% от общей численности населения республики.

Уровень общей безработицы в 2014 году составил 5,0%. По уровню регистрируемой безработицы Чувашия три года стабильно занимает третье место в Приволжском федеральном округе.

Благодаря принятым мерам социальной поддержки, направленным на стимулирование рождаемости, в Чувашии изменилась динамика основных демографических показателей. В 2012 году естественная убыль населения сменилась приростом (коэффициент естественного прироста +0,7 на 1000 человек населения). В 2014 году сохранилась позитивная тенденция превышения числа родившихся над числом умерших. Коэффициент естественного прироста составил +0,6 на 1000 человек населения.

Среди основных положительных тенденций января - июля 2015 года можно отметить:

рост сельскохозяйственного производства (103,2%);

увеличение инвестиций в основной капитал (январь - июнь 2015 г. - 106,8%);

увеличение объемов вводимого жилья (111,5%);

увеличение среднемесячной заработной платы населения (январь - июнь 2015 г. - 103%);

уровень зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения (на 1 августа 2015 г. - 0,7%).

При этом уровень инфляции сложился ниже, чем в среднем по России (Чувашия - 8,9% (июль к декабрю), Россия - 9,4%).

Прогнозный период, с одной стороны, характеризуется сохранением на первом этапе высоких геополитических рисков и неопределенностью перспектив развития мировой экономики, с другой - базируется на достижении стратегических целей, улучшении инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулировании экономического роста.

Неопределенность прогноза внешних условий обусловливает необходимость разработки прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики до 2030 года на вариативной основе.

Варианты различаются в зависимости от степени влияния факторов ускорения социально-экономических процессов (инвестиционные, инновационно-технологические, структурные и институциональные преобразования).

При этом определены два основных варианта развития экономики: первый (базовый), второй (оптимистический).

Первый (базовый) вариант исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, работой всех секторов экономики в основном за счет использования имеющихся резервов и повышения загрузки существующих мощностей, реализации с учетом ресурсных ограничений только наиболее приоритетных и наименее ресурсоемких проектов, умеренными долгосрочными темпами роста экономики.

Второй (оптимистический) предполагает продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления. Для реализации второго варианта прогноза потребуются переход к новой индустриализации, включая внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, и создание новых высокотехнологичных производств.

К основным факторам и ограничениям (рискам) развития на долгосрочный период относятся:

продолжение влияния политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде на ситуацию в экономике как в Российской Федерации в целом, так и Чувашской Республике (ухудшение инвестиционного климата, рост инфляции, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования и др.);

жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;

сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;

низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;

отток талантливых и квалифицированных кадров в относительно более привлекательные для жизни крупные города или зарубежные страны;

отсутствие достаточного количества квалифицированного производственного персонала, современных сертифицированных систем управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность;

высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.

Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной перспективе являются:

обеспечение стабильного экономического роста;

повышение качества жизни населения путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения;

формирование конкурентоспособного региона на основе сбалансированного пространственного развития территорий.

Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Чувашской Республики и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования.

Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. Прирост ВРП обеспечивают базовые отрасли экономики: промышленность (30% от общего объема ВРП), оптовая и розничная торговля (14,2%), строительство (8,9%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8,2%), транспорт и связь (6,7%). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составляет 68%. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться указанные отрасли, будет зависеть рост ВРП.

Среднегодовые темпы роста ВРП в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 102,3%, по второму варианту - 103,2%, в 2021 - 2025 годах - 103,1 - 104,4%, 2026 - 2030 годах - 103,6 - 105,4%. Объем ВРП увеличится к 2030 году в 1,6 - 1,9 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.

Промышленный комплекс является основой экономики Чувашской Республики, занимает 37,2% в обороте организаций и 44,3% в объеме поступлений платежей и сборов в бюджеты всех уровней Чувашской Республики.

Среднегодовые темпы роста промышленного производства в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 103,5%, по второму варианту - 104,9%, в 2021 - 2025 годах - 104,7 - 106,1%, 2026 - 2030 годах - 105,4 - 106,7%. Объем промышленного производства увеличится к 2030 году в 1,9 - 2,4 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.

Если в среднесрочной перспективе прогноз сформирован с учетом менее благоприятных условий развития промышленного производства, сохранения сдерживающих факторов развития, таких как недостаток оборотных средств предприятий, нестабильная работа предприятий ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы", сокращение инвестиционных и производственных программ стратегических партнеров (предприятий нефтегазового и энергетического комплексов, ОАО "РЖД", ОАО "АвтоВАЗ", ООО "КамАЗ" и др.), то в дальнейшем увеличению индекса промышленного производства будет способствовать реализация организациями инвестиционных проектов, направленных на расширение действующих и открытие новых производств, освоение производства новых видов продукции.

В период до 2030 года будут реализованы такие крупные и значимые инвестиционные проекты, как:

организация производства жгутов кабелей для дверей модели Skoda Rapid концерна Volkswagen, ООО "Фуджикура Аутомотив РУС Чебоксары" (2016 г.);

запуск третьей очереди многофункционального комплекса производственного назначения на ООО НПП "ЭКРА" (2019 г.);

расширение производственных мощностей ООО "ЧЭТА" (2016 г.);

запуск второй очереди научно-производственного корпуса ООО НПП "Бреслер" (2016 г.);

строительство завода по производству изделий сборного железобетона (ООО "Чебоксарский домостроительный комбинат", г. Новочебоксарск, 2016 г.);

строительство комбината по производству керамических строительных материалов мощностью 65 млн. шт. условного кирпича в селе Атрать Алатырского района (ООО "Стройкерамика", 2018 г.);

переработка и захоронение твердых бытовых отходов (ЗАО "Управление отходами", 2017 г.);

создание производства перекиси водорода антрахиноновым способом мощностью 50000 тонн в год (ЗАО "Группа Оргсинтез", г. Новочебоксарск, 2018 г.);

строительство завода по производству лопастей для ветроэнергетических установок (ВЭУ) по технологии WindNovation (Германия) (ООО "Русский Ветер", г. Новочебоксарск, 2019 г.);

завод по производству сантехнических изделий бизнес- и премиум-класса "СК Керамика" (2017 г.);

строительство завода по производству турбокомпрессоров для автомобильной промышленности (ООО "ПКФ "Турбоком-Инвест", 2017 г.);

модернизация производственных мощностей АО "АККОНД" (2017 г.);

реконструкция и модернизация производственных объектов ООО "Чебоксарский мясокомбинат" (2017 г.);

реконструкция свиноводческого комплекса, убойного цеха ООО "Агрохолдинг "Юрма" (2021 г.);

выпуск посудомоечных и картофелеочистительных кухонных машин (ООО "ФРОСТО", 2017 г.);

создание туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия", Чувашская Республика (ЗАО "ТРИгрупп", 2018 г.);

организация укрупненного туристического комплекса регионального значения с развитой инфраструктурой (ООО "Волжский эксклюзив", Моргаушский район, 2020 г.);

реконструкция Центрального парка культуры и отдыха "Лакреевский лес" (2018 г.);

строительство международного авиационного терминала в аэропорту г. Чебоксары (2018 г.);

организация первого в СНГ производства глифосата мощностью 30 тыс. т/год (2021 г.);

создание производства высокоэффективных солнечных элементов и модулей на основе наноразмерных гетероструктур "аморфный кремний - монокристаллический кремний" (ООО "Хевел", 2019 г.);

разработка и освоение серийного производства рапирных металлоткацких станков (ООО "Техмашхолдинг", 2019 г.);

развитие рынка газомоторного топлива на территории Чувашской Республики (2020 г.);

строительство микрорайона "Университетский-2" (ЗАО "ТУС", г. Чебоксары, 2025 г.);

жилой район "Новый город" г. Чебоксары (ОАО "Инвестиционно-строительная компания "Честр-Групп", ОАО "Инкост", 2025 г.)

комплексная застройка жилого района по ул. Б.Хмельницкого (ООО "СУОР", г. Чебоксары, 2025 г.);

строительство третьего транспортного полукольца на участке дороги от ул. Университетская до пр. 9-й Пятилетки, г. Чебоксары (2030 г.) и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»