Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" НА 2014-2018 ГОДЫ (с изменениями на: 30.12.2016)


4. Концептуальные направления преобразования отдельных сфер социально-экономического развития Клинского муниципального района, реализуемых в рамках Подпрограммы


Потребительский рынок Клинского муниципального района остается по-прежнему одной из экономически эффективных отраслей, имеющей весомую роль для Клинского района. Торговый комплекс представлен в настоящее время как крупными федеральными сетевыми магнатами ("Перекресток", "Магнит", "Дикси", "Монетка", "Пятерочка", "Верный"), так региональными (Торговая сеть "Ники", Клинское "РАЙПО") и мелкими, в том числе мелкорозничной нестационарной торговой сетью, нацеленной на реализацию товаров местного производства. Такое формирование конкурентной среды на территории района создает условия для заметного повышения качества сервиса потребительского рынка и эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах.

Оборот розничной торговли Клинского муниципального района в 2013 году составил 26347,3 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2012 года на 6,7 процента (в сопоставимых ценах). Ежегодное снижение доли рынков и нестационарных торговых объектов в обороте розничной торговли привело к тому, что оборот розничной торговли формируется в основном за счет торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети.

Оборот оптовой торговли в 2013 году составил 19337 тыс. руб., а в 2012 году аналогичный показатель составлял 76186 тыс. руб.

Положительную динамику в 2013 году показала сфера общественного питания, оборот которой вырос на 5,5 процента и составил 542796 тыс. рублей.

В организациях потребительского рынка проводится большая работа по повышению качества торгового обслуживания населения, в районе увеличивается удельный вес магазинов, применяющих современные формы обслуживания.

Потребительский спрос на товары и услуги определяется уровнем и динамикой доходов населения, распределением населения по доходным группам. Рост уровня и качества жизни в Клинском районе ведет к увеличению покупательской способности населения, возрастанию потребления основных продуктов питания и увеличению покупок непродовольственных товаров. На потребительском рынке это означает, что наряду с группами потребителей, спрос и удовлетворение потребностей которых обеспечиваются за счет механизмов рыночного саморегулирования, существуют группы потребителей с особо низким уровнем доходов. При росте конкурентной среды на территории района формируется и расширяется перечень товаров с предоставлением значительных скидок и товаров с минимальной наценкой, что является большим подспорьем для потребителей с особо низким уровнем доходов.

В настоящее время в Клинском муниципальном районе действует более 70 социально ориентированных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, осуществляющих обслуживание социально незащищенных категорий граждан. Социально ориентированные предприятия потребительского рынка и услуг располагаются крайне неравномерно. Большая их часть сосредоточена в городском поселении Клин.

Проблемой развития малого и среднего предпринимательства потребительского рынка Московской области по-прежнему остается недостаток финансовых средств. Процесс кредитования малого и среднего бизнеса в торговле развит недостаточно и характеризуется высокими процентными ставками по кредитам, большим количеством документов, необходимых для доступа к кредитным ресурсам, короткими сроками возврата кредита и тому подобным.

Различаются по городским и сельским поселениям района уровни обеспеченности розничной торговой сетью, предприятиями общественного питания и бытовых услуг.

Средний уровень обеспеченности торговыми площадями в 2012 году составил 828,2 кв. м на 1 тысячу жителей. Однако норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не достигнут в сельских поселениях Нудольское, Петровское, Воронинское.

Организация предприятий торговли и услуг в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов в отдаленных, малонаселенных сельских пунктах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли. Обеспечение жителей таких территорий товарами и услугами в необходимом ассортименте - одна из основных задач в сфере потребительского рынка.

Для снабжения товарами граждан, проживающих в малонаселенных, удаленных сельских населенных пунктах, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области и Администрация Клинского муниципального района организовали регулярную доставку в течение года по графику. Транспортные расходы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную доставку товаров, частично компенсируются местным бюджетом и субсидией из бюджета Московской области (Закон Московской области N 49/2008-ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области").

На сегодняшний день дистанционная торговля - одно из наиболее стремительно развивающихся и перспективных направлений, предлагающих потребителям широкий ассортимент товаров по ценам зачастую ниже магазинных. Интернет-торговля, торговля по каталогам и через телемагазины, многоуровневый сетевой маркетинг развивается в Клинском районе высокими темпами.

Процесс реорганизации рыночной торговли осуществляется в рамках исполнения Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". С 1 января 2015 года для организации деятельности по продаже товаров на рынках, для сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Рынки реконструируются в современные торговые центры, что соответствует требованиям цивилизованной торговли, современным технологиям розничной торговли. Преобразование рынков способствует повышению уровня контроля качества и безопасности реализуемых товаров, а также наведению порядка в трудоустройстве мигрантов.

Помимо розничной торговли в Клинском районе обслуживание жителей осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли.

В Клинском муниципальном районе функционирует более 280 объектов нестационарной торговли, 70 процентов из которых расположены в городах Клин и Высоковск. Павильоны, палатки и киоски составляют подавляющую часть этих объектов; на автолавки и автомагазины приходится примерно 3,5 процента. Социальная значимость нестационарной торговли остается высокой, это также значительное подспорье для развития малого и среднего предпринимательства, реализации товаров местных производителей и фермерской продукции.

Постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1394/40 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" определены общие требования к проведению ярмарочных мероприятий. С 01.01.2013 введены четкие ограниченные сроки проведения ярмарок.

В потребительский рынок также входит одно из социально значимых услуг, как погребение усопших. На территории Клинского муниципального района размещено 46 кладбищ общей площадью 163,48 га. На данный момент 18 кладбищ открыты для новых захоронений, 28 кладбищ закрыты. Имеющиеся кладбища эксплуатируются в течение длительного периода времени, многие более 100 лет, поэтому в настоящее время не все требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ выполнены.

Ресурсы кладбищ в Клинском районе практически полностью исчерпаны. Свободные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, пригодные для создания кладбищ, отсутствуют.

Несмотря на динамичное развитие потребительского рынка на территории Клинского района сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать программными методами, к ним относятся:

недостаточное развитие современных форматов потребительского рынка;

наличие в районе сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных объектов торговли;

недостаточное развитие фирменных торговых объектов, реализующих продукцию предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельхозпроизводителей Московской области;

недостаточное развитие ярмарочной торговли.

Сохраняется ряд проблем и в сфере погребения и похоронного дела в Московской области, решение которых возможно программными методами.

Не менее важной проблемой остается дефицит земли под новые захоронения. Созвучным с проблемой дефицита земли является вопрос неблагоустроенных или, другими словами, брошенных могил. Остается важной проблемой низкий уровень содержания кладбищ.

Таким образом, проблемы развития потребительского рынка, в том числе ритуальных услуг, носят многоаспектный, межотраслевой и межведомственный характер. Их системное решение возможно на базе реализации муниципальной Программы.