ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 года N 649-П
О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 355-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2019 N 628-П.
____________________________________________________________________
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 355-П "О государственной программе Челябинской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Челябинской области" на 2014 - 2016 годы" (Южноуральская панорама, 7 декабря 2013, N 187, спецвыпуск N 44, 15 ноября 2014, N 179, спецвыпуск N 51) следующие изменения:
1) в наименовании и пункте 1 постановления цифры "2016" заменить цифрами "2017";
2) государственную программу Челябинской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Челябинской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 355-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 28 ноября 2014 года N 649-П)
Государственная программа Челябинской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Челябинской области" на 2014 - 2017 годы
Паспорт государственной программы Челябинской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Челябинской области" на 2014 - 2017 годы
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области |
Соисполнители государственной программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы государственной программы | - | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель государственной программы | - | повышение уровня защиты населения Челябинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
Основные задачи государственной программы | - | развитие инфраструктуры и материально-технической базы противопожарной службы Челябинской области; обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и их последствий |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов, процентов; доля населения, проживающего на территориях муниципальных образований Челябинской области, в которых развернута система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее именуется - система-112), в общем количестве населения Челябинской области, процентов; количество подготовленных и обученных должностных лиц и специалистов Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее именуется - Челябинская областная подсистема РСЧС и ГО) на базе учебно-методического центра, человек; готовность запасного пункта управления Правительства Челябинской области к использованию по предназначению, запасных пунктов; готовность имущества гражданской обороны Челябинской области к использованию по прямому предназначению, процентов; готовность имущества резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера к использованию по прямому предназначению, процентов; время выезда аварийно-спасательной группы, минут. |
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в один этап в 2014 - 2017 годах |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в 2014 - 2017 годах составляет 1936788,62 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 129500,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1807288,62 тыс. рублей; в том числе по годам: 2014 год - 24000,0 тыс. рублей, средства областного бюджета; 2015 год - 594429,54 тыс. рублей, средства областного бюджета; 2016 год - 723929,54 тыс. рублей, в том числе: 129500,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 594429,54 тыс. рублей - средства областного бюджета; 2017 год - 594429,54 тыс. рублей, средства областного бюджета. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в качественном отношении: повышение уровня защищенности населения и территории Челябинской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; снижение количества погибших и пострадавших и размера материального ущерба вследствие чрезвычайных ситуаций и пожаров. В количественном отношении: доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов - 10,9 процента; доля населения, проживающего на территориях муниципальных образований Челябинской области, в которых развернута система-112, в общем количестве населения Челябинской области - 46 процентов; количество подготовленных и обученных должностных лиц и специалистов Челябинской областной подсистемы РСЧС и ГО - ежегодно не менее 1422 человек; готовность запасного пункта управления Правительства Челябинской области к использованию по предназначению - 100 процентов; готовность имущества гражданской обороны Челябинской области к использованию по прямому предназначению - 100 процентов; готовность имущества резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера к использованию по прямому предназначению - 100 процентов; время выезда аварийно-спасательной группы в соответствии с установленными нормативами: 1-го эшелона без дополнительной укладки - 3 минуты; 1-го эшелона с дополнительной укладкой - 10 минут; 2-го эшелона - 90 минут. |
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Сферой реализации государственной программы Челябинской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Челябинской области" на 2014 - 2017 годы (далее именуется - государственная программа) является организация эффективной деятельности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий возрастают масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Возможные военные угрозы, последствия применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению, обществу и государству, его обороноспособности и национальной безопасности, могут приносить значительный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.
Сегодня серьезную демографическую проблему создает большое число случаев гибели людей в различных деструктивных событиях (чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах). Количество пострадавших в них людей ежегодно исчисляется десятками тысяч человек.
2. На территории Челябинской области сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Это обусловлено особенностями ее географического положения, а также особенностями размещения потенциально опасных объектов на территории Челябинской области. В перечень потенциально опасных объектов, расположенных на территории Челябинской области, включено 939 потенциально опасных объектов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных материалов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Организации используют в ряде случаев устаревшие технологии и оборудование, способные вызвать техногенные чрезвычайные ситуации с тяжелыми последствиями. На территории Челябинской области размещаются 5 радиационно опасных объектов, 130 - относятся к химически опасным, 735 - пожаровзрывоопасные и 69 классифицируются как гидродинамически опасные.
Данные объекты представляют опасность для здоровья и жизни населения, а также для окружающей природной среды. Количество погибших людей при различных чрезвычайных ситуациях, пожарах и других происшествиях остается высоким.
На территории Челябинской области в 2008 - 2013 годах, по данным Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, было зарегистрировано 28 чрезвычайных ситуаций, из них 21 - техногенного, 7 - природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций пострадал 1831 человек, погибли 62 человека и спасены 100 человек, были нарушены условия жизнедеятельности 26016 человек, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного характера пострадали 1614 человек, погибших нет и спасено 70 человек.
Для сравнения в 2008 - 2013 годах на территории Российской Федерации было зарегистрировано 3640 чрезвычайных ситуаций, из них 2848 техногенного, 593 - природного и 199 - биолого-социального характера. В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 127836 человек, погибло 7477 человек и спасено 10463 человека; на территории Уральского федерального округа - зарегистрировано 136 чрезвычайных ситуаций, из них 123 - техногенного, 10 - природного и 3 - биолого-социального характера. В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 2006 человек, погибло 377 человек и спасено 464 человека.
Таблица 1
Показатель | Значение показателя за 2008 - 2013 годы | ||
Российская Федерация | Уральский федеральный округ | Челябинская область | |
Количество чрезвычайных ситуаций, всего, из них: | 3640 | 136 | 28 |
техногенные | 2848 | 123 | 21 |
природные | 593 | 10 | 7 |
биолого-социальные | 199 | 3 | - |
Пострадало человек, всего, в том числе: | 127836 | 2006 | 1831 |
погибло | 7477 | 377 | 62 |
спасено | 10463 | 464 | 100 |
3. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Челябинской области.
С 2008 года на территории Челябинской области в среднем в год происходит более 4 тыс. пожаров, которыми уничтожается имущество граждан, предприятий и организаций на сумму более 350,0 млн. рублей.
Только в 2012 году в Челябинской области зарегистрировано 4449 пожаров (снижение на 0,2 процента в сравнении с 2011 годом), при которых погибло 288 человек (снижение на 8,6 процента), в том числе 20 детей в возрасте до 18 лет (рост на 33,3 процента), 310 человек получили травмы различной степени тяжести (рост на 3,3 процента), в том числе 36 детей (рост на 44 процента), ущерб от пожаров составил более 209 млн. рублей.
Также в 2012 году при пожарах погибло 347 голов скота и более 6,5 тыс. птиц. Огнем уничтожено 1219 строений, 334 квартиры, 234 единицы автотракторной техники как в частных владениях, так и в сельскохозяйственных предприятиях, более 2000 тонн грубых кормов.
Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками зданий.
Количество погибших и травмированных на пожарах и величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, ее техническую оснащенность, обученность личного состава и другое).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов.
4. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба включает федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 года N 33-П "О создании областного государственного учреждения "Противопожарная служба Челябинской области" создано областное государственное учреждение "Противопожарная служба Челябинской области" штатной численностью 1224 человека. Предельная штатная численность, обеспечивающая требуемый уровень пожарной безопасности, определена в количестве 1669 человек.
Отношения по обеспечению государственной поддержки добровольной пожарной охраны в Челябинской области регулируются Законом Челябинской области от 27.10.2011 года N 213-ЗО "О добровольной пожарной охране в Челябинской области".
С 2009 года обеспечение деятельности областного государственного учреждения "Противопожарная служба Челябинской области" (далее именуется - ОГУ "ППС ЧО") осуществляется с использованием программно-целевого метода: были разработаны и реализованы ведомственные целевые программы "Организация деятельности противопожарной службы Челябинской области на 2009 - 2010 годы" и "Организация деятельности противопожарной службы Челябинской области на 2011 - 2013 годы" (далее именуются - ведомственные программы).
Основными результатами реализации ведомственных программ являются:
снижение времени прибытия к месту пожара первых пожарных подразделений с 15,56 минуты в 2008 году до 11,76 минуты в 2012 году;
обучение мерам противопожарной защиты не менее 80 тыс. человек ежегодно;
поддержание показателя "доля численности пожарных, прошедших курсовое обучение и повышение квалификации" на уровне не менее 95 процентов;
доведение площади территории Челябинской области, защищенной подразделениями ОГУ "ППС ЧО", с 24,5 тыс. квадратных километров в 2008 году до 30,7 тыс. квадратных километров в 2012 году (или 27,7 процента и 34,6 процента от общей площади Челябинской области соответственно).
Динамика пожарной обстановки в Челябинской области за 2008 - 2012 годы характеризуется следующими показателями (таблица 2).
Таблица 2
Пожарная обстановка в Челябинской области за 2008 - 2012 годы
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
количество зарегистрированных пожаров, единиц | 4997 | 4898 | 4851 | 4458 | 4449 |
количество погибших при пожарах людей, человек | 370 | 351 | 342 | 315 | 288 |
количество населения, получившего травмы, человек | 260 | 283 | 285 | 300 | 310 |
экономический ущерб от пожаров, млн. рублей | 487459,0 | 385507,0 | 471439,0 | 223794,0 | 209974,0 |
количество населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, единиц | 436 | 296 | 279 | 208 | 202 |
В Челябинской области остаются острыми следующие проблемы:
обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вне нормативного времени прибытия существующих пожарных частей, особенно в сельских и труднодоступных районах. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" время прибытия первого расчета к месту тушения пожара должно составлять в городах - 10 минут, в других населенных пунктах - 20 минут;
развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны;
развитие добровольной пожарной охраны;
внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создание средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных организаций, учреждений социальной защиты и здравоохранения.
Для решения всего комплекса проблем обеспечения пожарной безопасности в Челябинской области требуется: создать дополнительные подразделения пожарной охраны, подразделения пожарной охраны во всех населенных пунктах оснастить современными средствами пожаротушения согласно принятым нормативам, включая формирование подразделений добровольной пожарной охраны; осуществить повсеместное применение технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей.