1. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить доступность, существенно повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения (далее именуются - социальные услуги), удовлетворенность граждан социальными услугами.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, предусматривающая:
совершенствование нормативной правовой базы с обеспечением дифференцированного оказания социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
привлечение для оказания социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг;
осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг;
реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
сокращение очередности на получение социальных услуг, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
С целью сохранения кадрового потенциала учреждений социального обслуживания и повышения престижа профессий работников данных учреждений необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены сохранением очередности на предоставление социальных услуг, дефицитом квалифицированных кадров, состоянием материально-технической базы учреждений социального обслуживания, а также недостаточной развитостью конкурентного рынка социальных услуг.
На протяжении длительного времени сохраняется очередность на предоставление социальных услуг преимущественно в стационарных условиях.
Потребность в стационарном социальном обслуживании носит устойчивый характер, а в условиях психоневрологических интернатов имеет тенденцию к возрастанию. В настоящее время можно констатировать отставание темпов прироста мест в стационарных учреждениях социального обслуживания от роста численности граждан, зарегистрированных в качестве нуждающихся в данных услугах.
Очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания по состоянию на 1 января 2013 года составляла 403 человека (9,6 процента от числа получающих соответствующие социальные услуги), в том числе в психоневрологические интернаты - 297, в специальный дом-интернат - 46, в отделения милосердия домов-интернатов для престарелых и инвалидов - 40, в детские дома-интернаты - 20.
Очередь на получение социальных услуг на дому - 322 человека, что составляет 0,9 процента от числа получающих социальные услуги на дому.
Относительно высокая очередность в стационарные учреждения психоневрологического профиля связана с тенденцией к увеличению численности граждан, страдающих психическими расстройствами. По данным Федерального казенного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", с 1992 года отмечается неуклонное ежегодное увеличение численности данных граждан.
Наличие граждан, ожидающих поступления в специальное стационарное учреждение социального обслуживания, связано с высокой концентрацией в Челябинской области крупных исправительных учреждений.
Проблема очередности отчасти вызвана несовершенством действующего федерального законодательства. Границы между категориями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарных и нестационарных условиях, размыты и не позволяют в полной мере реализовать принцип адресности предоставления социальных услуг. Не установлены объективные критерии, определяющие индивидуальную нуждаемость гражданина в конкретном виде социальных услуг, в том числе в постоянном постороннем уходе. В связи с этим в интернаты зачастую попадают граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию, которые вполне могли бы обслуживаться на дому.
Кроме того, стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля переуплотнены. Жилая площадь, рассчитанная на одного клиента, в них зачастую меньше минимальной площади, предусмотренной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09".
В системе социального обслуживания Челябинской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда работников учреждений социального обслуживания, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В 2012 году размер среднемесячной заработной платы составил:
врачей и работников, имеющих высшее медицинское образование, - 8007,6 рубля, или 35,4 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
среднего медицинского персонала - 9933,73 рубля, или 43,9 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
младшего медицинского персонала - 7832,15 рубля, или 34,6 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
социальных работников - 6583,34 рубля, или 29,1 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
педагогических работников образовательных учреждений общего образования (школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, двух областных государственных учреждений социального обслуживания) - 14345,78 рубля, или 63,4 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области (при достижении в IV квартале 2012 года уровня среднемесячной заработной платы по Челябинской области);
преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального профессионального образования для инвалидов - 12341,65 рубля, или 54,5 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
педагогических работников учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 12553,9 рубля, или 55,5 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области.
В 2012 году численность врачей и работников, имеющих высшее медицинское образование, составила 165 человек, среднего медицинского персонала - 809 человек, младшего медицинского персонала - 1097 человек, социальных работников - 3 270 человек, педагогических работников образовательных учреждений общего образования - 563 человека, педагогических работников учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 1813 человек.