Организация неотложной медицинской помощи населению регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одной из форм оказания медицинской помощи является "неотложная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента" (ст. 32, п. 4); при этом "в целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме" (ст. 33, п. 7).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" утверждено Приложение N 5 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, в соответствии с которым установлены правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" неотложная медицинская помощь отнесена к лицензируемым работам (услугам). В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 года N 121н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и(или) ее компонентов в медицинских целях" получение лицензии на работы (услуги) по неотложной медицинской помощи необходимо:
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторный условиях;
2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
3) при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара;
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждены нормативы объемов неотложной медицинской помощи: 0,36 посещения на 1 застрахованное лицо - на 2013 год, 0,46 посещения на 1 застрахованное лицо - на 2014 год, 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо на 2015 год, а также нормативы финансового обеспечения неотложной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования: 340,9 рубля на 1 посещение - на 2013 год, 407,6 рубля на 1 посещение - на 2014 год, 445,9 рубля на 1 посещение - на 2015 год.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" была утверждена программа развития здравоохранения, основной целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, достижениям медицинской науки. Среди мероприятий данной программы, которые выходят на первый план при реформировании системы первичной медико-санитарной помощи населению, стоит развитие неотложной медицинской помощи на базе поликлиник. Поликлинические подразделения должны принимать на себя часть объемов медицинской помощи, ранее приходящихся на скорую медицинскую помощь, развивая у себя отделения неотложной медицинской помощи. В результате службой скорой медицинской помощи будут совершаться выезды исключительно по вызовам на экстренные состояния, что позволит не только разгрузить скорую медицинскую помощь, но и повысит эффективность ее работы.
В рамках программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 годы в Челябинской области начата работа по организации неотложной медицинской помощи, однако по итогам 2012 года объемы неотложной медицинской помощи, оказываемые населению, не соответствует нормативу Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Объем неотложной помощи, оказанной населению Челябинской области, в 2012 году составил 0,030 посещений на 1 жителя, что существенно (в 12 раз) ниже нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Это свидетельствует о низкой доступности неотложной медицинской помощи для населения.
В настоящих методических рекомендациях представлен алгоритм организационных мероприятий (рис. 1) и макеты распорядительных актов по вопросам организации неотложной медицинской помощи населению.
Организация отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи в структуре поликлиники включает в себя проведение следующих организационных мероприятий:
- организация обучения медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) основам оказания неотложной медицинской помощи на циклах тематического усовершенствования;
- организация структурного подразделения поликлиники - отделения (кабинет) неотложной медицинской помощи, включая выделение помещения, оснащение медицинским и немедицинским оборудованием;
- информирование на уровне регистратур прикрепленного населения о порядке работы кабинета неотложной медицинской помощи, правилах вызова врача (фельдшера) отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи;
- определение порядка приема и передачи вызовов врача (фельдшера) отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи;
- оснащение отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи в соответствии с табелем оснащения;
- выделение автомобиля (санитарного автотранспорта) для оказания неотложной медицинской помощи пациентам на дому;
- получение лицензии на работы (услуги) по неотложной медицинской помощи;
- обеспечение обслуживания неотложных вызовов медицинскими работниками поликлиники в течение 2-х часов с момента получения вызова.
┌══════════════════════‰
│Организация отделения │
│(кабинета) неотложной │
│ медицинской помощи │
└════┬═══════════┬═════…
┌════════════… └════════════‰
\/ \/
┌═══════════════════════════‰ ┌══════════════════════════════‰
│нормативное и методическое │ │ организационные мероприятия │
│ обеспечение │ └════════════════┬═════════════…
└═══════════┬═══════════════… │
┌════════════┴════════════════════‰ ┌═════════════════┴═══════════════‰
│ утверждение приказа об │ │организация обучения медицинских │
│ организации оказания неотложной │ │ работников (врачей и среднего │
│ медицинской помощи по органу │ │ медицинского персонала) │
│ управления здравоохранением │ │ основам оказания неотложной │
└════════════┬════════════════════… │ медицинской помощи (ТУ) │
┌═══════════┴════════════════‰ └═════════════════┬═══════════════…
│ подготовка и утверждение │ ┌═════════════════┴════════════‰
│ приказа об организации │ │ организация структурного │
│ структурных подразделений, │ │ подразделения поликлиники - │
│ оказывающих неотложную │ │ отделение (кабинет) │
│ медицинскую помощь в │ │неотложной медицинской помощи │
│ медицинских организациях │ └═════════════════┬════════════…
└════════════════════════════… │
┌═════════════════┴════════════════‰
│ информирование на уровне │
│ регистратур приписного населения │
│ о порядке работы кабинета │
│ неотложной медицинской помощи, │
│ правилах вызова врача │
│ (фельдшера) неотложной │
│ медицинской помощи │
└═════════════════┬════════════════…
│
┌═════════════════┴══════════‰
│ определение порядка приема │
│ вызовов от населения │
└═════════════════┬══════════…
┌═════════════════┴═══════════════‰
│ оснащение отделения (кабинета) │
│ неотложной медицинской помощи │
│ в соответствии с табелями │
│ оснащения │
└═════════════════┬═══════════════…
┌═════════════════┴═══════════════‰
│ выделение автомобиля │
│ (санитарного автотранспорта) │
│ для оказания неотложной │
│ медицинской помощи пациентам │
│ на дому │
└═════════════════┬═══════════════…
┌════════════════┴═════════════‰
│ Получение лицензии на работы │
│ (услуги) на неотложную │
│ медицинскую помощь │
└════════════════┬═════════════…
┌═════════════════┴════════════════‰
│ обеспечение обслуживания │
│ неотложных вызовов медицинскими │
│ работниками поликлиники в течение│
│ 2-х часов с момента получения │
│ вызова, в поликлинике - │
│ безотлагательно при обращении │
│ в регистратуру │
└══════════════════════════════════…
Рисунок 1. Алгоритм организации отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи на уровне медицинской организации
Нормативно-методическое обоснование процесса организации отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи включает в себя подготовку соответствующего приказа органа управления здравоохранением муниципального образования и подготовку приказов по ЛПУ об организации структурных подразделений (отделений, кабинетов) неотложной медицинской помощи.