28. Семейное экологическое образование и воспитание.
Одним из наиболее важных социальных институтов, в которых реализуется экологическое образование, является семья. Семья - фундамент общества, и именно в ней формируется экологическая культура ребенка, особенно в начальный период его жизни. Интерес к природе, отношение к ней во многом определяются отношением к природе ближайших родственников ребенка. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка.
Учитывая то, что в семье вырабатываются оценочные установки ребенка, необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в часть семейных отношений. Выращивание комнатных растений, уход за животными помогают формировать у ребенка ответственное отношение к природе.
Как средство экологического воспитания и образования могут использоваться экскурсии в зоопарк, семейные походы на природу, организация зимней подкормки птиц, устройство скворечников, сбор плодов и семян, уборка мусора, очистка родника, оказание помощи родителям на садовых и приусадебных участках.
Важную роль в экологическом воспитании ребенка играет изобразительное искусство. Необходимо поощрять детей рисовать различные объекты природы, что развивает в них чувство прекрасного и закладывает определенное ценностное отношение к природе.
Проведение единой политики педагогов и родителей, особенно на стадии дошкольного образования, позволяет эффективно повышать уровень экологической культуры как детей, так и родителей.
Направления деятельности:
активизация работы с родителями в рамках дошкольного и школьного экологического образования;
разработка и проведение образовательных программ, курсов и семинаров, направленных на формирование экологической культуры в семье;
разработка методического материала для родителей по работе с экологическим образованием детей.
29. Создание условий и предпосылок для экологического самообразования.
Самообразование - это процесс самостоятельного получения индивидуумом знаний и опыта. Самообразование является важным условием адаптации человека к изменяющимся условиям внешней социальной и природной среды. Качество самообразования определяется, с одной стороны, качеством и количеством доступного обучающего материала, с другой стороны, внутренней и внешней мотивацией самообразовательной деятельности. Мотивация в значительной степени зависит от качества основного образовательного процесса в системе образования. Определенную роль в формировании нужной мотивации могут играть и другие участники процесса обучения - семья, ближайшее социальное окружение, средства массовой коммуникации и другое.
Направления деятельности:
создание специализированных учебных материалов для экологического самообразования лиц, относящихся к различным возрастным группам;
создание положительной внешней мотивации для экологического самообразования.
30. Участие в экологическом образовательном процессе органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Челябинской области в рамках своих полномочий осуществляют определенное управление процессами экологического образования и воспитания учащихся. Принятие Концепции предполагает создание дополнительных усилий по решению поставленных задач.
Эффективным средством воздействия как на учащихся, так и на все население в целом является проведение массовых экологических мероприятий. Проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области конференций, семинаров, круглых столов и конкурсов придает соответствующим мероприятиям большую социальную значимость, делает их более эффективными.
Важную роль играет оказание помощи тем организациям, которые занимаются вопросами экологического образования, особенно на некоммерческой основе.
Направления деятельности:
проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправлениям Челябинской области массовых экологических мероприятий местного значения, муниципального и регионального уровней;
проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области конференций, семинаров, круглых столов и конкурсов по проблемам формирования экологической культуры населения;
содействие организациям, занимающимся вопросами экологического образования.
31. Участие общественных и других организаций в экологическом образовании и воспитании.
Участие в образовательном процессе могут принимать различные организации, не входящие в систему образования - от государственных до общественных.
Важную роль должны играть государственные предприятия и учреждения Челябинской области, связанные в своей деятельности с вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов. Необходимо также наладить сотрудничество с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Ознакомление с практической реализацией государственной природоохранной деятельности должно гармонически дополнять теоретические знания учащихся.
Многие общественные организации ведут активную работу по экологическому образованию и воспитанию населения Челябинской области. Формы такой работы могут быть разнообразны: организация акций экологической направленности; организация проектной природоохранной деятельности; организация краеведческой деятельности, разработка проектов и программ изучения и описания природного и культурного наследия территории Челябинской области, развитие экологического патриотизма; проведение экскурсий и экспедиций экологического профиля, организация экологических троп; организация музейной и экспозиционной деятельности; проведение соревнований и конкурсов экологической направленности.
Промышленные предприятия Челябинской области также могут участвовать в формировании экологической культуры, особенно подрастающего поколения. Ознакомление учащихся с современными малоотходными технологиями производства, эффективными методами борьбы со сбросами и выбросами вредных веществ в окружающую среду, с одной стороны, имеет определенный образовательный смысл (практическая реализация природоохранной деятельности), с другой стороны, несет большое воспитательное значение (показывается важность для общества решения существующих экологических проблем). Кроме того, подобные экскурсии помогают сформировать позитивное отношение к возможности решения экологических проблем при приложении соответствующих усилий в будущем.