3. Становление человеческого общества стало возможным благодаря умению человека использовать с помощью орудий труда повышенное по сравнению с естественным состоянием количество различных ресурсов окружающей среды. Хотя отдельные локальные экологические кризисы, связанные с разрушением природных систем, происходили и ранее, в целом они позволяли человеческому обществу поступательно развиваться. Ситуация изменилась в современную эпоху, когда помимо истощения непосредственно используемых природных ресурсов встал вопрос о нарушениях глобальных биосферных обратных связей, которые позволяли биосфере достаточно эффективно регулировать параметры окружающей среды в пределах относительно оптимальных для развития высокоразвитых форм жизни на Земле.
4. Ряд серьезных экологических проблем отмечается и на территории Челябинской области. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов - реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир.
5. Возникновение и развитие культуры как способа внегенетической передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно.
6. Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную.
7. В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дошкольного, школьного и профессионального экологического образования в системе образования.
8. В Челябинской области дошкольные образовательные учреждения осуществляют экологическое образование в рамках основных общеобразовательных программ. Воспитание происходит в различных формах: изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое.
Основные проблемы дошкольного образования связаны с тем, что его традиционная экологическая составляющая имеет в целом антропоцентрическую направленность и предполагает в основном ознакомление детей с природным окружением, однако в настоящее время необходим переход к развивающему экологическому образованию, предусматривающему реализацию трех взаимосвязанных функций - обучение, воспитание и развитие. Недостаточно развито технологическое обеспечение процесса экологического образования дошкольников. Имеются проблемы, связанные с наличием кадров, способных вести адекватную современным требованиям педагогическую деятельность в сфере экологического образования.
9. Школьное экологическое образование реализуется в основном в рамках факультативных и элективных курсов, дополнительного образования.
Общеобразовательные учреждения Челябинской области занимаются экологическим образованием посредством реализации образовательных программ, ведения кружковых занятий, факультативов, организации научных обществ учащихся и тому подобное. В центрах детского творчества реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Особое внимание уделяется организации участия школьников в конкурсах учебно-исследовательских экологических проектов. Одной из форм экологического образования является проведение комплексных полевых экологических практикумов.
Отмеченные выше проблемы дошкольного экологического образования в значительной мере присущи и школьному образованию. Кроме того, следует отметить слабую экологизацию основных школьных предметов и недостаточный охват школьников дополнительным экологическим образованием, а также недостаточное взаимодействие учреждений базового и дополнительного экологического образования.
10. В Челябинской области накоплен определенный опыт работы по экологическому образованию в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования разработаны и введены рабочие основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть которых предусматривает наличие дисциплины, междисциплинарного курса и/или профессионального модуля по вопросам экологии.
В областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Среди других форм экологического образования можно отметить такие, как участие в работе научного общества учащихся, участие в различных конкурсах и олимпиадах и другое.
11. Развивается экологическое образование в системе высшего профессионального образования. Ряд высших учебных заведений Челябинской области в своем составе имеют специализированные кафедры, выпускающие специалистов в сфере охраны окружающей среды. Ведется в той или иной мере экологизация всего образовательного процесса. При этом наблюдается явный недостаток учебных материалов с включением местной специфики.
12. Ведется определенная работа и по экологическому образованию в системе послевузовского профессионального образования. Наиболее актуальной здесь является необходимость повышения качества обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров, непосредственно работающих в системе экологического образования: в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях.
13. В целом необходимо отметить, что имеющиеся достижения в области экологического образования обучающихся пока еще не привели к созданию целостных систем даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует между учреждениями различного уровня. Объясняется это рядом объективных причин:
не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на различных этапах дошкольного, школьного и профессионального образования;
нет тесных связей между учреждениями, реализующими содержание экологического образования;
не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, в том числе отсутствует общая теоретическая концепция формирования экологической культуры.
14. Кроме системы образования, экологическое образование должно вестись по многим другим направлениям, и одно из них - семейное образование и воспитание. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадения ценностей семьи и школы. Низкий уровень экологической культуры родителей значительно снижает эффективность дошкольного и школьного экологического образования и воспитания.
Необходимо создание условий и предпосылок для экологического самообразования, которое может осуществляться в любом возрасте.
15. Более важную роль в экологическом образовании и воспитании могут играть общественные и другие организации, не входящие в состав системы образования.
16. Около 10 процентов территории Челябинской области занимают особо охраняемые природные территории (далее именуются - ООПТ), обладающие уникальными особенностями флоры и фауны, которые могут более широко использоваться в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для воспитания экологического патриотизма. Для чего необходимо продумать сеть маршрутов и систему организации экологических походов и экскурсий (включая экотуризм) и при этом продумать таким образом, чтобы минимизировать возможный ущерб природной среде.
17. На сегодняшний день слабо развит процесс экологизации культуры быта и досуга. Практически отсутствует пропаганда продуктов питания, предметов быта, бытовой техники, при производстве которых учитывались экологические требования.
18. Освещение проблем экологии в средствах массовой коммуникации не всегда адекватно существующей ситуации и не соответствует своей значимости в современных условиях. Недостаточно средства массовой коммуникации используются и в образовательном процессе для разъяснения основ функционирования окружающего мира.
19. Параллельно с деятельностью по формированию экологической культуры отдельного человека необходимо вести работу и по изменению культурных норм общества в целом, в том числе в экономической, социальной, политической и духовной сферах. В рамках реализации Концепции необходимо на каждую сферу общества оказывать целевое воздействие, направленное на повышение ее экологической культуры.
20. Межведомственный характер деятельности по повышению экологической культуры населения приводит к тому, что одной из серьезных проблем является создание эффективной системы управления этим процессом.